суббота, 11 февраля 2012 г.

Т-80 в мире

Т-80: на улицах южнокорейских городов, полигонах острова Афродиты и в йеменской пустыне
       Южная Корея продолжает эксплуатировать российские боевые танки Т-80У. Об этом свидетельствует относительно недавно размещенный на ролик. 
    Судя по видео, танки в прекрасном состоянии и даже прошли некоторую доработку, в частности, за башней появились корзины для имущества, которые также могут служить, как экраны против легких противотанковых боеприпасов, установлены стоп-сигналы и указатели поворотов.
 
Т-80У вооруженных сил Южной Кореи
    Поставка танков в Южную Корею началась в 1996 году в счет погашения советского государственного долга. Всего было передано около трех десятков боевых машин. Южнокорейским военным танк понравился, они отмечали его прекрасную маневренность и надежность.
      Машины интенсивно эксплуатировались, и в свое время были сообщения, что южнокорейская сторона даже испытывает некоторые трудности с запасными частями, в результате часть поставленных танков, якобы, просто стояли в парках. Но потом эти проблемы были решены, и эксплуатация Т-80У продолжена.
 
Т-80У вооруженных сил Южной Кореи
        Время от времени появлялись сообщения, что Южная Корея намерена докупить Т-80. И вот в 2005 году были приобретены 2 командирских танка Т-80УК, с тепловизорами "Агава-2" и комплексами оптикоэлектронного противодействия "Штора". Называлась даже сумма контракта - 6 млн. долларов.
      Вернемся к видео: сообщалось, что данные машины используются южнокорейской армией в ходе боевой подготовки для обозначения техники противника (интересно, какого, у КНДР и КНР Т-80 нет), на видео танки в характерном для южнокорейской бронетехники камуфляже.
 
Т-80У вооруженных сил Южной Кореи
       Что еще любопытно, Россия поставила корейцам 70 БМП-3 и 33 БТР-80А, однако колонну сопровождает южнокорейская бронемашина KIFV, а также БРЭМ на шасси южнокорейского танка К1.
        Следует отметить, что именно с танком Т-80У в начале 90-х годов связывались экспортные надежды российских оборонщиков.  Предполагалось, что именно он станет основой танкового экспорта молодого российского государства. И поэтому поначалу все выпущенные Т-80У, кроме нескольких десятков, успевших попасть в войска до распада Союза, ориентировались на экспорт. В начале 1993 года недавно рассекреченный российский танк блеснул на выставке в ОАЭ. Успех был большим, танком заинтересовались Индия, Швеция и Китай.  
      И вот в 1993 году Т-80У наряду с более "простым" нижнетагильским Т-72С проходил испытания в Индии. Там обнаружились некоторые проблемы с эксплуатацией газотурбинного двигателя. По некоторым данным, во время одного из этапов испытаний не был включен режим "пустыня", и произошло расплавление лессовой пыли на элементах проточной части двигателя. Кроме этого, индийцев не устроил повышенный аппетит газовой турбины.
      К тому же, в режиме "пустыня" происходило падение мощности двигателя и "восьмидесятка" теряла преимущество в подвижности по сравнению с тем же Т-72С. В результате индусы потеряли интерес к омскому танку.
     И вскоре все надежды с модернизацией танковых войск они стали связывать исключительно с Нижним Тагилом, с его Т-90С.
     В холодных шведских условиях восьмидесятка показала себя гораздо лучше, чем в 50-градусной жаре пустыни Тар. Но для рослых шведских танкистов не подошел, по их мнению, ограниченный внутренний объем танка, и они выбрали "Леопард-2". Успокаивало, что вместе с Т-80У скандинавы "прокатили" новейшую версию "Абрамса" и самый совершенный на то время французский "Леклерк".   
     В 1995 году Т-80У демонстрировался в КНР. Но, как сообщали, здесь произошла не совсем красивая история. Дело в том, что российская боевая техника, привезенная в Поднебесную,  ночью охранялась…китайской стороной. И когда утром российские специалисты пришли, то обнаружили, что китайцы заводили бронемашины, в том числе Т-80У, и проверяли их на ходу.   
     Китайцы очень хорошо отозвались о танке, но закупать не стали. Мало того, изучение Т-80У подтолкнуло их к ускоренной разработке своей боевой машины нового поколения, которая, в конце концов, превратилась в танк Тип 99.
     Неудачи Т-80У на международных рынках оружия танка стали связывать с тем, что в 1992 году один танк через либерийскую фирму был продан Великобритании. Сделка была очень сомнительной, хотя бы тем, что продажа танков данной модели на то время вообще была запрещена.
     "И кто в здравом уме станет толкать за рубеж новейшую боевую машину своим потенциальным конкурентам для изучения. Заработали несколько миллионов долларов, а потом потеряли сотни миллионов", - писали возмущенные специалисты в области экспорта вооружений.
      И вот провалы Т-80У стали объяснять не особенностями "восьмидесятки", а тем, что "англичанка гадит".
      В 1995 году ориентированные на экспорт Т-80У( как и экспортные Т-72С) приняли участие в юбилейном военном параде в Москве. Танки поступили на вооружение Кантемировской дивизии, где потеснили своих дизельных собратьев харьковского производства Т-80УД.
     Но 1996 год стал настоящим прорывом для омичей. Сразу две страну заинтересовались газотурбинными танками - Южная Корея и Кипр.
 
Т-80У вооруженных сил Республики Кипр
      Небольшое островное государство в апреле 1996 года подписало контракт в 172 млн. долларов на поставку 41 танка. Танки стали прибывать на остров уже летом 1996 года. Поставка завершилась в июне 1997 года тремя партиями: по 27, 14 и 18 машин. Всего Кипр получил 27 Т-80У и 14 командирских танков Т-80УК.
     Наверное, получив хорошую оценку российских танков от киприотов, греки пригласили Т-80У поучаствовать в тендере на приобретение танков для национальной армии.
 
Т-80У вооруженных сил Республики Кипр
      Представлять России в стране Эллады стала специально доработанная версия танка Т-80УЕ (экспортная), на которой установили гидрообъемную передачу, были изменены органы управления, вместо рычагов - штурвал, установили тепловизор "Агава-2". 
      На данных конкурсных испытаниях танк превзошел некоторые заявленные параметры. Так, машиной была достигнута максимальная скорость в 80 км/ч, хотя по тактико-техническим характеристикам (ТТХ) -70 км/ч. Расход топлива по асфальту составил 4 литра на километр, а по ТТХ-5-7 литров. Тендерный комитет отметил надежную работу двигателя, трансмиссии и механизма заряжания. Кроме того, "восьмидесятка" оказалась самой легкой в освоении экипажами.
Т-80У вооруженных сил Республики Кипр
      Но выявились и недостатки, это, прежде всего, отставание в системе управления огнем, недостаточная мощность стабилизатора вооружения, а также то, что отечественный тепловизор значительно уступал западным разработкам в этой области. Возникли также проблемы с надежностью гидрообъемной передачи, выход из строя которой не позволил полностью выполнить программу испытаний.
     Несмотря на то, что греки не закупили Т-80УЕ, участие в данном тендере следует оценивать положительно. В результате следующие варианты Т-80У уже избавились от выявленных недостатков.
    С началом нового века, в связи с тем, что Россия стала ориентироваться, в основном, на экспорт Т-90С, интерес к Т-80У несколько упал. Но, тем не менее, машиной продолжали интересоваться. Например, омские танки возжелал купить Иран. Однако завод уже был в состоянии банкротства, и сделка развития не получила.
     В середине 2000-х Кипр модернизировал свои Т-80У установкой тепловизионных прицелов "Плиса".Сделка была заключена в 2004 году на 12,1 млн. долларов. 
     В 2009 году на выставке вооружений в Омске было объявлено, что Кипр намерен приобрести новую партию в 41 танк Т-80У, общей стоимостью в 115 млн. евро. Танки были подержанными, их ремонтом и модернизацией занимались в Омске.
    Завершение поставок ожидалось в середине прошлого года. Как и во время первого контракта, 14 танков должны были быть в командирской версии. В настоящее время сделка выполнена, и эти танки заменили собой 52 устаревших французских AMX-30, состоявших на вооружении 20-й танковой бригады Национальной гвардии. Т-80БВ вооруженных сил Йемена
     А относительно недавно стало известно еще об одной, почти невероятной сделке. Но обо всем по порядку. Вооруженным силам Белоруссии после вывода советских войск из Германии достались 92 Т-80БВ. В войсках союзной республики они почти не эксплуатировались, а были выведены на базы хранения.
 
Т-80БВ вооруженных сил Йемена
     Танки записали в так называемую "экспортную группу" и надеялись продать куда-нибудь за рубеж. Несколько доработанных в Белоруссии Т-80БВ даже демонстрировали на выставках оружия в Минске, но долгое время желающих приобрести турбо-танк не находилось. И вот в прошлом году стало известно, что 66 Т-80БВ нашли нового хозяина.
Т-80У вооруженных сил Йемена
     Ими оказались йеменские военные. Танки ремонтировались на 140-м танкоремонтном заводе, а газовые турбины восстанавливали в Харькове, на тамошнем танкоремонтном предприятии, которое в советское время как раз и специализировалось, в том числе, на газотурбинных танках.
 
Т-80У вооруженных сил Йемена
       Фото и видеоматериалов из Йемена, к сожалению, до сих пор не поступило, и как там "поживают" танки, предназначавшиеся для ответного марш-броска к Ла-Маншу, пока неизвестно. Но в век Интернета, надо полагать, такие информационный пробелы устраняются быстро, и мы еще увидим йеменские турбо-танки.

3 комментария:

  1. До кучи... вдруг Вы этого еще не видели. Т-80 в Швеции: http://armor.kiev.ua/wiki/index.php?title=%D0%A2-80%D0%A3_%D0%B2_%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8

    ОтветитьУдалить
  2. ==Т-80У вооруженных сил Йемена==

    - На фотографиях судя по всему Т-80БВ, поправьте, пожалуйста!

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.