Заместитель генерального директора предприятия рассказал ТАСС, как шла
работа над проектом "Армата" и опроверг информацию, что эта боевая
платформа сделана по западным разработкам
Новейшую боевую платформу "Армата" можно смело назвать одной из главных премьер российского ОПК в 2015 году. Характеристики "Арматы" продолжают оставаться в строжайшем секрете, что только подогревает интерес к машине со стороны мирового военного сообщества. Заместитель генерального директора "Уралвагонзавода" по спецтехнике Вячеслав Халитов в интервью ТАСС рассказал о том, как велась работа по созданию "Арматы", как проходят ее испытания и почему военнослужащие называют ее "Машенька".
-
Завершено ли выполнение корпорацией гособоронзаказа? Как проходил процесс?
- В
этом году выполнение гособоронзаказа (ГОЗ) было особенным. Во-первых, мы
выполняли мероприятия по импортозамещению, касающиеся продукции из Украины и
производства стран НАТО. Во-вторых, вступил в действие и начал работать 275 Федеральный
закон "О государственном оборонном заказе", который предполагает
внедрение эффективной системы контроля за движением финансовых средств –
открытие специальных счетов и так далее. Тем не менее, мы выполнили
гособоронзаказ вовремя, а некоторые предприятия выполнили до согласованных с
Министерством обороны сроков поставок вооружения и военной техники. Например,
"Уралвагонзавод" по модернизации танка Т-72Б3. В целом, к концу 2015
года в войска будет поставлено со всех предприятий корпорации более 1,3 тысяч
единиц техники, что примерно на уровне 2014 года.
Санкции не оказали существенного влияния и, более того, мы уже адаптировались к этим изменившимся условиям работы оборонной промышленности и уже второй год выпускаем необходимое количество техники, на которое мы подписали контракты с основным заказчиком – Минобороны РФ. Номенклатура составляет более 40 единиц по всем предприятиям, начиная от танка Т-72Б3 и заканчивая модернизированной БМП-2, а также модернизированной Мста 2С19М1, двухзвенными тягачами, бронетранспортерами БТР-82АМ, боевыми машинами десанта и другими изделиями.
-
Есть ли понимание по объемам ГОЗ на 2016 год?
- Контрактно-договорная работа с
основными заказчиками продолжается. На сегодняшний день, по определенной
номенклатуре, мы заключили долгосрочные контракты с Минобороны РФ на 2016 и
2017 год, что позволяет нам грамотно и четко планировать хозяйственную
деятельность предприятий. Прогнозируемый объем на 2016 год составит более 1400 единиц.
- Какова доля импортных комплектующих в технике корпорации осталась?
- По
Украине мы закрыли все, их доля была менее одного процента. Что касается стран
НАТО, то это тоже не более 2-3%, в основном, электронные компоненты. Для нас
это не критично, мы практически импортнонезависимы. В настоящее время выстроена
логистика работы с другими поставщиками тех же изделий из стран Востока. Нам
удалось за последние два года создать страховой запас компонентов, который
обеспечит безусловное выполнение гособоронзаказа на ближайшие два-три года.
Сейчас идет плановая работа по полному переходу на продукцию отечественного
производства. Это касается не только тех изделий, которые мы выпускаем серийно,
но и перспективных, таких как "Армата", "Коалиция". Мы
заранее предусмотрели, чтобы у нас не было импортной зависимости.
- Рогозин
заявлял, что "Армата" получит 152-мм пушку. Что это за пушка? Какие у
нее возможности? Можно ли сказать, что "Армата" станет с такой пушкой
очень похожа на предыдущий ваш проект Т-95?
- Нет, она абсолютно не будет похожа. Объект 195 (Т-95) – это изделие, которое разрабатывалось в рамках научно-исследовательской работы "Совершенствование-88", опытно-конструкторская работа велась с середины 1990-х годов. На протяжении всего этого времени – уже более 20 лет – разрабатывалась машина - объект 195. Технологии устарели, то, что использовали тогда конструктора, сейчас уже неприемлемо, не отвечает современным требованиям. "Армата" - совершенно новый образец, созданный по новейшим технологиям, в том числе, цифровым. В ней применены технологии, касающиеся повышения боевых свойств, защищенности, командной управляемости. Один из таких примеров - технология дистанционного управления. Раньше даже и предположить не могли, что можно дистанционно управлять боевым модулем. Сейчас это реализуемо, в том числе, и в "Армате". Таких примеров достаточно много, поэтому сравнивать эти два объекта просто некорректно. В перспективе мы рассматриваем установку на платформу Армата боевого модуля со 152 мм орудием.
- Нет, она абсолютно не будет похожа. Объект 195 (Т-95) – это изделие, которое разрабатывалось в рамках научно-исследовательской работы "Совершенствование-88", опытно-конструкторская работа велась с середины 1990-х годов. На протяжении всего этого времени – уже более 20 лет – разрабатывалась машина - объект 195. Технологии устарели, то, что использовали тогда конструктора, сейчас уже неприемлемо, не отвечает современным требованиям. "Армата" - совершенно новый образец, созданный по новейшим технологиям, в том числе, цифровым. В ней применены технологии, касающиеся повышения боевых свойств, защищенности, командной управляемости. Один из таких примеров - технология дистанционного управления. Раньше даже и предположить не могли, что можно дистанционно управлять боевым модулем. Сейчас это реализуемо, в том числе, и в "Армате". Таких примеров достаточно много, поэтому сравнивать эти два объекта просто некорректно. В перспективе мы рассматриваем установку на платформу Армата боевого модуля со 152 мм орудием.
-
Планируется ли возвращаться к Т-95 как к отдельному проекту?
- Нет, никто к
нему возвращаться не будет. Это исключено. Это все равно, что взять и начать
восстанавливать запорожец ЗАЗ-968М, смысл в этом какой? Что мы получим? Да, он
будет красивый, выкрашенный, собранный, наверное, из каких-то новых деталей, но
это будет ретро-автомобиль.
- То есть "Армата" может заменить все
старые изделия? Сколько времени на это потребуется?
- "Армата" для этого
и создается, но на этот процесс нужен не один год. Жизненный цикл танка Т-72
более 30 лет и сейчас мы его продлеваем, выполняя капитальный ремонт с
модернизацией, при этом жизненный цикл увеличится до 40 и более лет. Однако,
чтобы заменить его и убрать из танкового парка необходимо построить четыре
таких завода, как "Уралвагонзавод", и заставить их работать -
выпуская по 500, а то и 1000 изделий в год только танков "Армата".
Тогда мы в течение нескольких лет быстро поменяем танковый парк, это нереально.
Процесс вытеснения, вывода из боевого состава будет постепенным - вместо Т-72,
Т-90 на смену придет "Армата". Мы готовы завершить
опытно-конструкторскую работу в ближайшие годы, наладить серийное производство
и выпускать перспективные танки в необходимых объемах. Если МО РФ будет
заказывать максимально возможное количество, тогда период по смене танкового
парка может сократиться и занять от 5 до 10 лет. Серийное производство
"Арматы" может начаться в 2017-2018 году. Дополнительных средств на
завершение опытно-конструкторской работы нам не нужно, но на дальнейшее
развитие и модернизацию – конечно необходимо. Это уже вопрос будущего
обсуждения. На этой платформе можно создавать целый ряд машин с другими
системами вооружения – артиллерийской или зенитно-ракетным комплексом, тяжело-огнеметной
и так далее. Мы предлагаем нашим заказчикам семейство боевых и обеспечивающих
машин на единой унифицированной платформе.
- Что принципиально нового и
необычного в "Армате"?
- Это совершенно другая компоновка, отличная от всех машин. Мы поместили экипаж за бронированное пространство, экипаж дистанционно управляет боевым модулем. Мы применили разные технологии hard kill, soft kill, обеспечивающие защиту машины от всех современных противотанковых средств. Кроме того, использовали более мощную силовую установку. В основном, акцент сделан на защищенность машины и выживаемость экипажа, а также на повышение характеристики огневой мощи. Если сравнивать танк Т-14 с зарубежными аналогами, то танк Т-14 превышает их на 25-30% по основным характеристикам.
- Это совершенно другая компоновка, отличная от всех машин. Мы поместили экипаж за бронированное пространство, экипаж дистанционно управляет боевым модулем. Мы применили разные технологии hard kill, soft kill, обеспечивающие защиту машины от всех современных противотанковых средств. Кроме того, использовали более мощную силовую установку. В основном, акцент сделан на защищенность машины и выживаемость экипажа, а также на повышение характеристики огневой мощи. Если сравнивать танк Т-14 с зарубежными аналогами, то танк Т-14 превышает их на 25-30% по основным характеристикам.
- Насколько точна и эффективна система
активной защиты "Афганит"?
- В части защищенности, у нас получился
целый "многослойный пирог" - несколько систем, которые
противопоставлены противотанковым средствам. Во-первых, мы пытаемся сделать
так, чтобы нас не обнаружили, не увидели любыми средствами, в любых диапазонах.
Для этого применяются стелс-технологии. Во-вторых, с помощью комплекса активной
защиты - мы уничтожаем уже подлетающие к нам поражающие элементы. Кроме того,
мы обнаруживаем мины и заранее их подрываем благодаря системе дистанционного
подрыва мин с магнито-метрическими взрывателями. В случае преодоления
поражающим элементом этих систем он попадает под систему динамической защиты
нового поколения, которая разрушает его, практически не достигая основной брони
танка. Ну и, конечно, ряд систем, которые обеспечивают выживаемость экипажа и
живучесть самой машины.
- У "Арматы" есть какие-то новшества в
бронировании?
- Для "Арматы" была разработана специальная броневая
сталь, она уже прошла испытания – очень эффективно себя показала. Это
совершенно новая сталь отечественного производства.
- Сколько человек работали
над разработкой "Арматы" и сколько лет она заняла?
- Любое технически
сложное изделие не разрабатывается в одночасье, этот процесс всегда непростой,
требующий большой кооперации конструкторских бюро и предприятий. Прежде чем
начать непосредственно опытно-конструкторскую работу, была проделана огромная
работа по созданию научно-технического задела. Иными словами, технический облик
"Арматы" еще не существовал, а уже проводились работы по созданию
отдельных систем, узлов и агрегатов. Работа над "Арматой" идет с 2011
года.Те испытания, которые мы сейчас проводим, полностью подтверждают
выполнение заданных требований.
- Многие солдаты называют "Армату" -
Машенькой …
- Красивый женский голос сообщает в наушники каждому члену экипажа,
о неисправностях машины и необходимости выполнения требуемых мероприятий. Вот
про этот голос они и говорят: "А мне Машенька сказала нельзя продолжать
движение, необходимо остановиться, проверить уровень охлаждающей жидкости и
т.д." "Армата" проста в освоении и использовании. При подготовке
к параду Победы солдаты-срочники практически за полтора месяца освоили машину.
- УВЗ разрабатывает концепцию принципиально новых боевых машин? Что это может
быть - шагающие роботы? Они получат электромагнитное вооружение или, например,
плазменное?
- Скорее концепцию боевой системы будущего. Сейчас первичными подразделениями сухопутных войск являются мотострелковая рота, танковая рота, артиллерийский дивизион, противотанковая батарея и так далее. Мы считаем, что надо уходить от этого и формировать своеобразные боевые модули, которые включали в себя ряд многофункциональных машин, связанных между собой единой информационной системой. Например, танк , боевая машина пехоты , боевая машина огневой поддержки, боевая ударная машина и т.д. Наша позиция о создании боевых модулей подтверждается опытом вооруженных конфликтов. В 2013 году на выставке Russia Arms Expo в Нижнем Тагиле показали много инновационных образцов. Это не только новые образцы, как концепт колесной БМП "Атом", но и модернизированные танки, БТР. В этом году на выставке мы продемонстрировали прототип будущего двухзвенного бронетранспортера "Арктика", модернизированный БТР-80. Четыре конструкторских бюро и шесть научно-исследовательских институтов постоянно работают над созданием перспективных изделий. Сейчас мы развиваем такое важное направление, как робототехника. Создание боевых (огневых) роботов для Сухопутных войск на сегодняшний день считаем неэффективным, нецелесообразным и неэкономичным. Мы пытаемся роботизировать уже имеющиеся средства, например, боевую машину огневой поддержки "Терминатор", со временем можем ее сделать без экипажной. Это будет дистанционно управляемый робот.
- Скорее концепцию боевой системы будущего. Сейчас первичными подразделениями сухопутных войск являются мотострелковая рота, танковая рота, артиллерийский дивизион, противотанковая батарея и так далее. Мы считаем, что надо уходить от этого и формировать своеобразные боевые модули, которые включали в себя ряд многофункциональных машин, связанных между собой единой информационной системой. Например, танк , боевая машина пехоты , боевая машина огневой поддержки, боевая ударная машина и т.д. Наша позиция о создании боевых модулей подтверждается опытом вооруженных конфликтов. В 2013 году на выставке Russia Arms Expo в Нижнем Тагиле показали много инновационных образцов. Это не только новые образцы, как концепт колесной БМП "Атом", но и модернизированные танки, БТР. В этом году на выставке мы продемонстрировали прототип будущего двухзвенного бронетранспортера "Арктика", модернизированный БТР-80. Четыре конструкторских бюро и шесть научно-исследовательских институтов постоянно работают над созданием перспективных изделий. Сейчас мы развиваем такое важное направление, как робототехника. Создание боевых (огневых) роботов для Сухопутных войск на сегодняшний день считаем неэффективным, нецелесообразным и неэкономичным. Мы пытаемся роботизировать уже имеющиеся средства, например, боевую машину огневой поддержки "Терминатор", со временем можем ее сделать без экипажной. Это будет дистанционно управляемый робот.
- Не планируется ли модернизация танка "Армата" до полностью
автономного роботизированного комплекса? Насколько это реально?
-
Возможность роботизировать "Армату" рассматривается, это проще
сделать, чем на Т-90. В платформе "Армата" реализована БИУС (бортовая
информационно- управляющая система) основанная на цифровых технологиях, которая
позволяет подключаться любым исполнительным механизмам, управляющим системам
без особых усилий.
- Когда "Армата" теоретически может получить
паспорт экспортного облика?
- Есть технологии получения паспорта экспортного
облика, как правило, они заключаются в следующем: первый этап - завершить
опытно-конструкторскую работу, принять на вооружение, второй этап – если нам
разрешает заказчик - Минобороны РФ, то мы начинаем оформлять паспорт
экспортного облика. Это документ, который позволяет нам рекламировать машину в
полном объеме за рубежом, на выставках для того чтобы привлечь потенциального
экспортного заказчика. Если все сложится удачно и нам будет разрешено, то я
думаю, что к 2020 году мы можем получить паспорт экспортного облика. Может быть
и раньше. Все зависит от нашего основного заказчика. Ну и не хотелось бы,
конечно, сразу начать продавать то, что мы только что разработали. Необходимо
сначала обеспечить собственные вооруженные силы.
- Недавно в СМИ появилась
информация о том, что "Армату" сделали по западным разработкам
30-летней давности. Давайте опровергнем эту клевету и скажем, что
"Армата" – это лучшее, что могут себе представить мировые
танкостроители.
- "Охоча жаба до орехов, да зубов нет" - проведите
демонстрационный показ, хотя бы опытного образца, как это сделала Россия, а
потом рассказывайте, где и что вы разрабатывали. Чертежи и наброски танков
похожих на современную платформу "Армата" сделали еще советские
танковые конструктора в 30 и 40-х годах прошлого столетия, просто
технологически реализовать идеи было невозможно. Поэтому "Скачет баба
задом и передом, а дело идет своим чередом".
- Каков первый госзаказ на
платформу "Армата"?
- Выполняем контракт с Минобороны РФ, изготовили
первую опытно-промышленную партию, которая в этом году участвовала на юбилейном
Параде Победы. Сейчас эта партия возвращена на предприятие, машины разобрали,
изучаем, устраняем недостатки, опять соберем и отправим в войска. Это чуть
более 20 машин.
- Сколько времени требуется на создание "Арматы"?
- С
момента разработки чертежей до опытного образца прошло два года, теперь идут
испытания, завершение работы прогнозируем в 2017 году.
Беседовали Юлия Темерева
и Ольга Дедяева.
Подробно на ТАСС
Подробно на ТАСС
Когда говорят "совершенно новая сталь", я плачу... Что, интересно, можно в стали сделать совершенно нового? Ещё Аносов сделал кучу опытов по легированию стали всем, чем угодно до золота включительно. Много чего было сделано в технологии выплавки и термообработке. Так что "совершенно новая" - это, скорее, рекламный слоган. "Не все йогурты одинаково полезны..."
ОтветитьУдалить