Продолжаем публикацию материалов отраслевого журнала "Вестник бронетанковой техники" о дефектах и браке при производстве танка Т-64А, начатых статьями "О жесткости днища Т-64А" и "Брак башен Т-64".
О
ХАРАКТЕРЕ ТРЕЩИН ПО МЕСТУ ПРИВАРКИ ДОННОГО ЛИСТА К БАШНЕ ТАНКА Т-64А
М.
Г. КОВРИГА, Ю. Н. МАСЛОВА, К. Г. ТРОФИМОВА
журнал "Вестник бронетанковой техники" № 5 / 1975г С.61-62
К
башне танка Т-64А, отлитой из стали марки МБЛ-1, после полной термической
обработки (гомогенизация, нормализация, высокий отпуск, закалка, высокий
отпуск) и соответствующей механической обработки торца башни производят
приварку донного листа из катаной стали марки 43ПСМ.
После
окончательной механической обработки торца в районе приварки донного листа к
лобовой и бортовой части башни со стороны литого металла обнаруживаются тонкие
поперечные трещины длиной 2—5 мм (рис. 1).
Рис. 1. Вид трещин у границы сплавления литой башни с донным листом (башня танка Т-64А) |
Для
определения характера трещин проведено металлографическое исследование,
состоящее из анализа изломов, макро- и микроструктуры и замера твердости.
Травление макрошлифов производилось раствором Кешиена, микрошлифов—4%-ным
спиртовым раствором азотной кислоты.
Визуальным
осмотром изломов по сварному соединению установлено, что трещины
распространяются в сторону литого металла почти на всю высоту катета сварного
шва и располагаются в зоне термического влияния от валиков автоматической
сварки. Поверхность трещин в изломе окисленная, в отдельных местах имеются
цвета побежалости синеватых оттенков, что свидетельствует об образовании трещин
в процессе сварки. Характер излома трещин (сглаженная поверхность,
мелкокристаллическое строение) типичен для излома подкаленного металла.
Макроструктура
литого металла башни в районе сварного соединения характерна равномерным распределением
точечных ликватов и плотным строением, без участков грубой растравленности и
пористости. На макрошлифах, изготовленных по продольной плоскости сварного шва
(как по поверхности, так и со стороны корня шва), видно, что трещины
распространяются только в пределах зоны термического влияния (рис. 2).
Рис. 2. Характер расположения трещин в зоне термического влияния (макротравление 4%-ной азотной кислотой) |
Металл
сварного шва плотный, с четкой первичной структурой по валикам автоматической и
полуавтоматической сварки. Микроструктура в зоне термического влияния на
глубину до 2,0 мм — отпущенный (за счет наложения последующих валиков сварки)
мартенсит с твердостью 37—42 HRC. Микроструктура основного металла — сорбит
высокого отпуска с твердостью 24—20 HRC.
Зерно
в участке перегрева соответствует 2—5 баллам, в зоне термического влияния — 6—9
баллам, литой металл имеет зерно 6—7 баллов.
Просмотром
макро- и микрошлифов установлено, что в районе трещин имеются случаи залегания
мелких дефектов в виде пор, неметаллических включений, междендритной рыхлости,
но нет случаев совпадения этих дефектов с трещинами.
Gur Khan: Напомню, на момент публикации танк находился уже 8 лет в серийном производстве. Некоторые могут обвинить меня в избирательности публикаций, но поверте, ничего подобного в данном журнале о танке Т-72 нет. По Т-62, да, кое-какие материалы проскакивают, но вот "семдесятдвойка" "почему-то" со своими дефектами в этом ведущем отраслевом издании не "засвечивается". При этом редакцию журнала "ВБТ" сложно обвинить в симпатиях к Т-72 - всем известно отношение к этому танку со стороны Н.Кучеренко, который еще по совместительству возглавлял редколлегию этого журнала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий