пятница, 23 декабря 2011 г.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БОЕВЫХ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ МАШИН СУХОПУТНЫХ ВОЙСК


В.Б. Домнин, Н.А. Молодняков, В.М. Неволин
(ФГУП «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения»)

РАРАН. Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды Одиннадцатой Всероссийской научно-практической конференции.Том 3. НПО Специальных материалов.СПб, 2008г. С.112-116.

В настоящее время в парке боевых машин мотострелкового или танкового полка сухо­путных войск Российской армии имеются: (Рис. 1)
-большая номенклатура танков второго послевоенного поколения -Т-72А, Т-72Б, Т-80Б,
Т-80У, Т-80УД, Т-90, Т-90А, значительно отличающихся по конструкции;
-   САО «Мста», шасси которого представляет гибрид танков Т-72Б и Т-80, и «Акация» на специальном шасси;
-    БМП-2, БМП-3;
- разведывательные машины на базе БМП-2, БМП-3;
-    БТР-80 на колесной базе;
-    самоходные минометы на базе колесного БТР-80, БМД-2 и БМП-3;
-    машины войсковой ПВО сухопутных войск на базе МТЛБ и специальном гусенич­ном шасси («Тунгуска»).
Рис.1. Существующая система БТВТ.
     Такое разнообразие номенклатуры боевых машин, сложившееся в советский период, представляет огромные сложности для технической службы полка, вынужденной эксплуа­тировать эту технику, а также в логистике и подготовке специалистов и экипажей.
    Большинство этой техники, спроектированное под доктрину ведения боевых действий восьмидесятых годов прошлого века, например, БТР-80, БМП-2, БМП-3, уже не соответ­ствует современным требованиям - возросшей мощи средств поражения, переносу боевых действий в районы городской застройки и горно-лесистую местность.
   До настоящего времени нет единой концепции создания комплекса боевых машин полкового звена применительно к современным условиям. Работы находятся в начале пути (ОКР «БурлаН»), Это положение несёт существенные финансовые потери государству и ми­нистерству обороны, а также не позволяет предприятиям промышленности осуществлять долгосрочное планирование и производство военной техники.
  Исходя из этих положений, предлагается следующая концепция развития системы боевых машин.
Рис.2. Танк Т-90А.
    Первый этап (до начала серийного производства перспективного ОБТ): К 2012 году завершить разработку и организовать серийное производство САО и ТЗМ (ОКР «Коалиция»), ИМР-ЗМ, БРЭМ-1М (уже экспортируется по КД литеры «О»), БМПТ и БТР-У, отработанных или отрабатываемых на базе узлов и агрегатов танка Т-90А. Производство САО «Мста» прекращается. Все остальные машины полка - на базе Т-90А и БТР-У.
   Танк и БМПТ, действуя совместно, должны обеспечивать продвижение пехоты, а пехота не должна отставать от танков. Но, существующие в настоящее время легкобронированные средства типа БМП и БТР не могут обеспечить передвижение пехоты за танками, так как будут поражены огнём противника. Поэтому, пехоте придётся спешиваться на большем удалении от первой траншеи противника, при этом она будет «отсечена» от танков, или уничтожена пулемётным огнём.
Рис.3. БМПТ
   При совершении маршей пехота, находящаяся в БМП и БТР, также подвержена поражению или от воздействия мин, или от внезапного нападения противника, вооруженного РПГ или переносными ПТРК. Поэтому, уже стало правилом, что пехота на марше размещается снаружи этих машин.
   В связи с этим, в настоящее время весьма актуально создание для перевозки пехоты надёжного, имеющего всеракурсную защиту транспортного средства, способного обеспечить безопасную доставку и быструю высадку десанта через аппарель в корме в нужном месте для действий в пешем строю. Такой машиной может стать БТР-У.
Рис.4. БТР-У
   Таким образом, в результате выполнения первого этапа будет создана система машин, составляющая основную массу боевой техники полка:
- танк типа Т-90А (Рис.2);
- машина непосредственной огневой поддержки БМПТ (Рис 3);
- универсальный бронетранспортер БТР-У (Рис.4);
- БРЭМ-1М (Рис5);
- ИМР-ЗМ (Рис.6), изготавливаемые с использованием узлов единого шасси танка Т-90А. Унификация по узлам и системам шасси внутри системы - на уровне 70.. .80%.
    На этом этапе необходимо продолжить:
- создание остальных боевых машин полка на базе БТР-У. Разведывательные машины, самоходные минометы, машины ПВО сухопутных войск, созданные на легкобронных шасси, на современном поле боя будут легко поражаться высокоточными боеприпасами, как наземных, так и воздушных средств. Поэтому, шасси БТР-У, имеющее высокую защищенность, большой объем для размещения оборудования и вооружения из-за переноса силовой установки в переднюю часть, несущую способность до 49т, будет являться наиболее приемлемым вариантом для создания этих машин;
- разработку экспортного варианта модернизированного танка Т-90С. (Рис 7 - система БТВТ до 2012 года).
Рис.5. БРЭМ-1М
    В эту систему не вписываются танки с боевым отделением, разрабатываемым в ОКР «Бурлак», так как эти танки увеличивают уже имеющуюся большую номенклатуру танков второго послевоенного поколения без повышения характеристик по огневой мощи, защищённости и значительного ухудшения характеристик подвижности, надёжности и технического обслуживания.
Рис.6. ИМР-3М
     Второй этап (после начала серийного производства перспективного ОБТ), Появление перспективного ОБТ должно обеспечить сухопутным войскам гарантированное преимущество в огневой мощи над любыми существующими и перспективными боевыми машинами. Появление этого ОБТ позволит также провести работы по существенному повышению характеристик БМПТ, отвечая требованиям об увеличении огневой мощи и защищенности комплекса вынесенного вооружения. Большая несущая способность шасси позволит повышать и другие характеристики.
Рис.7.Система БТВТ до 2012года
   На базе перспективного ОБТ необходимо создать БРЭМ, ИМР, МТУ. (Рис. 8). На втором этапе необходимо определиться с типом базового шасси для легкобронной техники исходя из потребности таких машин для использования в качестве командно-штабных, связи, санитарных и т.п. По нашему мнению должно быть одно гусеничное и одно колесное шасси, выполненные для удобства посадки в них с задней дверью- аппарелью и передним расположением МТУ.
Рис.8. Система БТВТ после 2012 года
 
Выводы
1.По предлагаемой концепции обеспечивается минимальная (оптимальная) номенклатура боевых средств с повышением суммарной боевой эффективности при значительном сокращении затрат на обучение персонала и технического обеспечения, повышения эффективности производства за счёт сокращения номенклатуры машин.
2.Повышается конкурентоспособность ВВТ на внешнем рынке, что позволит частично переложить бремя содержания и развития предприятий ВПК на платежеспособного покупателя.

4 комментария:

  1. В настоящее время в парке боевых машин мотострелкового или танкового полка сухопутных войск Российской армии имеются:......
    это где ? вроде их и нет в св выреформировались

    ОтветитьУдалить
  2. Ув. crash_test33, обратите внимание, что статья от 2008 года...

    ОтветитьУдалить
  3. пардон извиняюсь не заметил основного вывода по пункту 2.
    -Повышается конкурентоспособность ВВТ на внешнем рынке, что позволит частично переложить бремя содержания и развития предприятий ВПК на платежеспособного покупателя.
    -банкроты ? а вроде хибару в столице за 80 мультов зеленых прикупили

    ОтветитьУдалить
  4. Зачем банкроты? Вы предлагаете чтобы покупку хибар,яхт, банкетов на Лазурном берегу оплачивалсь из бюджета МО РФ? По мне так пусть лучше за это платят индийцы, алжирцы и прочие наши дорогие и любимые забугорные покупатели.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.