среда, 21 декабря 2011 г.

Интервью с Игорем Лобовым

Игорь ЛОБОВ, генеральный директор ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения»: «На площадке КБТМ целесообразно производить комплектующие для вагонов, которые собираются в Нижнем Тагиле» 
 О том, каким был год уходящий для одного из крупнейших в регионе предприятий ВПК, которое входит сегодня в структуру холдинга «Уралвагонзавод», об ожиданиях омских танкостроителей в году наступающем, а также о больших модернизационных планах с новым руководителем КБТМ Игорем ЛОБОВЫМ поговорил обозреватель «Коммерческих Вестей» Николай ГОРНОВ.
— После модернизации?

— Нет, мы производили ремонт машин с учетом технического состояния. Это значит, что машина разбирается до последнего болтика, делается ревизия всех деталей и узлов, заменяется все, что требует замены, а потом собирается опять. Практически это тот же капитальный ремонт, но в таком варианте он обходится заказчику дешевле, и мы надеемся, что в 2012 году продолжим эту работу. Рассчитываем освоить в следующем году и новое направление – ремонт и модернизацию Т-72 производства завода в Нижнем Тагиле. Руководство Уралвагонзавода считает более правильным, если омский завод возьмет на себя все объемы по ремонту и модернизации всей бронетехники холдинга. Так уж получилось, что Т-80 оказался менее востребованным российской армией, чем Т-90, поэтому новые машины будут производиться в Нижнем Тагиле. Но было бы странно не использовать и тот огромный инженерный и научный потенциал, который накоплен омским заводом с 1941 года.

— Модернизировать Т-72, насколько я понимаю, более выгодно, чем ремонтировать Т-80…

— Да, это более трудоемкая и сложная задача, поэтому модернизация Т-72 стоит в разы дороже, чем ремонт Т-80. Но и ответственность, естественно, выше. Хотя внешне эти две машины и похожи, но конструктивно они совершенно разные.

— Новые образцы бронетехники, которые разрабатывались в КБТМ, – они будут в дальнейшем как-то использоваться Уралвагонзаводом?

— Не все здесь зависит от Уралвагонзавода. Производитель боевой техники не может выпускать то, что ему хочется, и продавать потом свою продукцию кому угодно. Заказчики бронетехники – Минобороны РФ и Рособоронэкспорт. А они в настоящее время нацелены на ремонт и модернизацию уже существующих машин. И в этом нет ничего удивительного, кстати. Германия тоже не выпускает новые «Леопарды», а модернизирует старые танки. И французы модернизируют свои «Леклерки», устанавливая на них новую электронику. И американцы с 2013 года собираются прекратить производство новых «Абрамсов». Это общемировая тенденция. Мы разработку новой бронетехники не приостанавливаем, у нас есть планы, например, по выпуску бронированной машины, которая предназначена для тушения пожаров в оружейных арсеналах и других взрывоопасных местах. Ряд прежних разработок мы производим и успешно поставляем на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. Много планов и на 2012 год. Российская армия специальную бронетехнику, к сожалению, заказывает в очень небольшом количестве, поэтому мы производим ее в основном для иностранных заказчиков.

— А какие перспективы у колесных тракторов 3ТМ60, которые выпускал в свое время Омсктрансмаш?

— Машина замечательная, только очень старая, разработки еще 60-х годов прошлого века. К сожалению, по той цене, по которой она у нас получается, рынком она не востребована, поэтому производство этих тракторов пока прекращено. В Омской области, насколько я знаю, ежегодно закупается не одна сотня колесных тракторов, произведенных в Белоруссии, поэтому тему тракторов мы пока не сбрасываем со счетов. Совместно с Челябинским тракторным заводом ведем переговоры с иностранными компаниями, которые производят технику аналогичного класса, ищем партнера, чтобы запустить в производство более современную модель. Нужны новые технологии. Понятно, что стиральные машины КБТМ уже никогда не будет производить, но колесный трактор, вполне возможно, у нас будет.

— Сегодня многие предприятия ВПК задумались об оптимизации своих территорий. Моторостроительное объединениеим. Баранова после вхождения в холдинг «Салют» решило уменьшать производственные площади, ПО «Полет» уже давно заявляет, что намерено вернуть земли, которых лишилось в смутные годы. А что думает по этому поводу Уралвагонзавод? Не будет ужимать КБТМ?

— Площадей у нас достаточно. Расширяться мы не предполагаем. И сокращаться в ближайшее время тоже не планируем. Часть площадей уже и так была выкуплена в свое время Торговым домом «Шкуренко». Единственный вопрос остается по полигону в поселке Светлом. С одной стороны, нам законодательство говорит, что мы не должны платить земельный налог, поскольку эта земля является мобилизационным ресурсом. С другой стороны, КБТМ – это открытое акционерное общество. И хотя собственником завода на 100% является государство, тем не менее формально мы не ГУП и, по логике налогового органа, обязаны платить земельный налог. В 2010 году налог был с нас взыскан принудительно, и сейчас мы пытаемся доказать в разных судебных инстанциях, что это взыскание было необоснованным. И только если суд вынесет решение не в нашу пользу, тогда в Светлом мы оставим себе только ту часть полигона, которая нам крайне необходима.

— Вы до своего назначения в Омске ни разу не были? Как вам город? Семья ваша уже переехала?

— Семья переехала,да. А почему нет? Омск – хороший город. Мне он сразу понравился. Сразу обратил внимание на большое количество вузов, театров, на красивую реку в центре города. В общем, здесь есть все, что нужно для жизни. И хоккейный клуб хороший. 
 Gur Khan: Привет, Андрею Тарасенко! Андрей, если ты помнишь, мы как-то зарубались на ВИФе на ящик коньяка, за то что модернизации Т-80 в товарных количествах для Российской армии нет и не будет. Помнишь? Если помнишь - ты мой адрес знаешь - жду коньячек - постарайся успеть с ним если не до Нового года, то хоть до Рождества... :)))

2 комментария:

  1. Прошу прощения, чего-то я не понял:

    "— Модернизировать Т-72, насколько я понимаю, более выгодно, чем ремонтировать Т-80…

    — Да, это более трудоемкая и сложная задача, поэтому модернизация Т-72 стоит в разы дороже, чем ремонт Т-80. Но и ответственность, естественно, выше. Хотя внешне эти две машины и похожи, но конструктивно они совершенно разные."

    ОтветитьУдалить
  2. Ну это надо понимать в свете принятых концептуальных решений по реформированию ВС. Нам не нужно столько танков сколько да же сейчас имеется. В этой связи, и с целью приведения парка к однообразию, поддерживать жизненный цикл Т-80 просто нецелесообразно. Я вообще не понимаю почему их еще ремонтируют. По идее их должны по выработке ресурса просто выводить из войск и утилизировать. Модернизации будут подвергаться тоже далеко не все Т-72. Проведенный анализ показал что заниматься модернизацией машин выпуска ранее 1985г просто нецелесообразно по критериям стоимость/эффективность. А реально под модернизацию попадают машины 88-91г.в.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.