пятница, 10 ноября 2017 г.

Уникальный и сверхмощный: как Т-90 стал танком номер один в мире

Российские танки - уникальный продукт на рынке вооружений. В отличие от зарубежной техники они не нуждаются в рекламе.
Уникальный и сверхмощный: как Т-90 стал танком номер один в мире
Фото: roe.ru
Поставка танков Т-90С и Т-90СК во Вьетнам служит еще одним напоминанием о том, что не только технологичность, защищенность и огневая мощь позволяют заключать крупные сделки на продажу оружия. Однако российские танки - уникальный продукт на рынке вооружений.  В отличие от зарубежной техники они не нуждаются в рекламе.

Судьба танкостроения
Историю продажи российских танков необходимо начать с того, что первой поставкой танков Т-90С в Индию фактически решилась судьба отечественного танкостроения.  Тогда о серьезных экспортных контрактах всерьез не рассуждали - главной задачей разработчиков и руководства страны было сохранение отечественного танкостроения. Однако боевая машина, разработанная с учетом перспективы и войн будущего, сразу же заинтересовала зарубежного заказчика - сочетание боевой эффективности с бронированием и надежностью рассказало индийским военным о машине гораздо больше, чем могли бы продемонстрировать PR-специалисты.
Картинка
Звание самого популярного танка на рынке вооружений к Т-90 пришло практически сразу: первая же партия серийно выпускаемых машин, предназначенных для эксплуатации в вооруженных силах Индии, насчитывала 310 единиц. Полная сумма контракта на поставку танков Т-90С в Индию, включая запасные части и программу обслуживания, составила $1 млрд.
Главным  человеком, яростно сражавшимся за судьбу Т-90, был его главный конструктор - Владимир Иванович Поткин. Стремление закончить работу над машиной в срок не прошло даром - здоровье главного конструктора серьезно пошатнулось. Однако вопреки всем трудностям при разработке и производстве уже 11 мая 1999 года заводские испытания Т-90 были завершены - машина подтвердила заложенные разработчиками характеристики. Правда, уже до подписания контракта, спасшего отечественное танкостроение, Владимир Поткин уже не дожил - через два дня после официального завершения заводских испытаний Т-90 Владимир Поткин умер от сердечного приступа прямо в рабочем кабинете.
Картинка
Военный конструктор
По контракту от 2001 года часть танков Т-90С предполагалось поставить в виде так называемых «машино-комплектов» - отдельных узлов и агрегатов и собранных бронекорпусов. Зарубежные эксперты в начале двухтысячных отмечали, что с лицензионным производством российских ОБТ у Индии могли возникнуть проблемы: не считая строительства производственных мощностей, большой сложностью могла стать подготовка квалифицированного персонала. Однако уже осенью 2002 года индийская промышленная компания HVF получила первые комплекты для сборки, и специалисты приступили к производству танка Т-90С на заводе в городе Авади.
По мнению военных экспертов, реализовать лицензионное производство машин на территории зарубежного государства легко только на первый взгляд. Исключая трудности организационного характера, следует отметить, что производство и эксплуатация собранных «не у себя дома» боевых машин - большой риск. При соблюдении технологических процедур на «родном» заводе производитель дает гарантию не только на исполнение заказа, но и на высокий уровень качества.
После начала производства российских танков на военном заводе в Авади неприятной сенсации не случилось - тестирование машин, сошедших с «местной» производственной линии, показало, что высокая точность изготовленных деталей и комплектов, умноженные на проработанную конструкцию боевой машины, позволяют без проблем собирать Т-90С из готовых комплектов за пределами Российской Федерации.
Картинка
При этом индийские танкисты получили даже более совершенную в техническом плане машину: в отличие от серийных Т-90 на экспортные ОБТ устанавливались двигатели В-92С2, мощность которых составляла 1000 лошадиных сил.
С двигателями Т-90С связан и другой любопытный случай - несмотря на гарантии производителя, индийские механики-водители специально «убивали» танковые двигатели в надежде «нащупать» предел прочности. Однако испытания в пустыне Раджастхан при температуре +50 градусов показали не только высокую надежность многотопливного двигателя в целом, но и отдельных элементов системы. Именно в ходе тестов в пустыне при критических температурах было подтверждено главное качество российских танковых двигателей - надежность системы охлаждения и общая устойчивость к работе в условиях пыли и ветра.
Сравнения ради стоит вспомнить, что силовая газотурбинная установка главного конкурента российского Т-90 - американского ОБТ М1 «Абрамс» за две кампании против Ирака снискала репутацию чувствительного к условиям эксплуатации изделия. ГТД постоянно требовали внимания, а ремонт моторно-трансмиссионного отделения в полевых условиях невозможен - только замена. При общей ремонтопригодности танковый двигатель на Т-90С позволил добиться своеобразного рекорда - лучшей среди ОБТ удельной мощности двигателя, позволяющей силовой установке практически мгновенно передвигать многотонную конструкцию на поле боя.
Картинка
Спрос и себестоимость
При совокупности качеств российский Т-90 оказался значительно приятнее конкурентов. Одним из главных качеств машины стала возможность применять для уничтожения целей  «расширенную» систему вооружения и проводить не только обстрел и поражение наземных целей, но и поражать технику противника в воздухе. Для этого в Т-90 установлен ракетный комплекс «Рефлекс» с ракетами «Инвар М-1», а пусковой установкой для ракет с коррекцией по лазерному лучу служит ствол танковой пушки. При этом стоимость производства экспортных Т-90 в два, а по некоторым данным, в два с половиной раза ниже, чем у зарубежных аналогов.
«Низкая стоимость Т-90 обеспечивается сразу несколькими факторами, среди которых и стоимость реализации технологий - в частности, электроники, металлоемкость и много другое», - рассказал в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Хлопотов.
По словам эксперта, сочетания «стоимость-эффективность» - вечный и до сих пор никем непревзойденный козырь российской бронетехники, позволяющий при соблюдении ключевых решений в танкостроении создавать недорогой, но  высокотехнологичный и крайне конкурентный продукт.
Картинка
Огромное внимание заказчиками уделяется и надежности, а также удобству ремонта машины в полевых условиях. В этом смысле разработка Т-90 -  колоссальный рывок вперед и наиболее удобное решение для сухопутных войск.
«К примеру, современные программы обслуживания позволяют провести замену двигателя за 4-5 часов. Хотя важно понимать, что замена двигателя на Т-90 - это скорее исключение, так как надежность силового агрегата доведена практически до абсолютной», - уточнил Хлопотов.
Отлаженная технология, наличие программ для модернизации и непрерывная работа над улучшениями машины позволили не только обеспечить надежность работы машины в боевых условиях, но и значительно снизить стоимость ее производства и, как следствие, повысить процент прибыли с экспортных заказов.
Картинка
Танк для каждого
Понятие «бюджетный» среди продавцов автомобилей часто отождествляется со словом «упрощенный». Однако в случае с Т-90 под бюджетностью стоит понимать буквальную доступность практически для всех зарубежных государств. К слову, статистика продаж танков Т-90 на экспорт позволяет сделать очевидный вывод - российский продукт зарубежные военные уже «распробовали».
Крупнейшим зарубежным заказчиком и главным ценителем российских танков по-прежнему остается Индия - к 2020 году вооруженные силы этой страны планируют получить не менее 2000 единиц танков Т-90 в различных модификациях. С учетом всех экспортных контрактов на поставки техники в Индию, Алжир, Азербайджан, Вьетнам, Ирак, Уганду и переговоры с рядом стран Ближнего Востока, общее количество заказанных за рубежом танков Т-90, включая модификации «МС», может достичь рекордных показателей - более 3120 единиц.
Такой объем (пока) не включает в себя экспортные поставки самой современной версии машины, созданной в рамках ОКР «Прорыв-3», - танк Т-90М. Однако эксперты отмечают, что повышенная мобильность, защищенность и переработанное вооружение при уже знакомой конструкции и дальше будут востребованы. Растущая популярность машины на мировом рынке на ближайшие десятилетия оставит звание «самого популярного танка в мире» за российским Т-90.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий