среда, 22 ноября 2017 г.

Почему Дели не хочет покупать российские танки Т-90

Индийские танкисты готовы бить врага только на "Армате"


В современной войне бронетанковый кулак по-прежнему является средством достижения убедительной победы над противником. В Дели это прекрасно понимают, постоянно уделяя повышенное внимание повышению боевого потенциала своего бронированного тарана.
Сегодня бронетанковые войска Сухопутных войск (СВ) Индии включают 3 бронетанковые дивизии и 8 бронетанковых бригад, в общей сложности – 65 танковых полков. Вроде бы внушительная сила. Но более половины индийских танков, около 2 тыс. машин, – это весьма не новые Т-72М1 «Аджайя», тогда как тех же Т-90С в войсках сегодня только чуть более 900 единиц. О «национальном танке» по имени «Арджуна» (в российской литературе принято называть его «Арджун»), данном ему в честь одного из мифологических героев, и вовсе говорить не приходиться.

Танки «Аджайя» собирались в Индии на заводе в Авади – первые 175 машин собрали из комплектов, поставленных СССР, но впоследствии доля индийских составляющих в танке была доведена до 97%. Установочная партия Т-72М1 покинула завод в 1987 году, а последние танки вышли из его ворот в марте 1994 года. Несколько лет назад танки прошли модернизацию, что позволило повысить их подвижность, защищенность и огневую мощь, включая повышение вероятности поражения цели с первого выстрела. Однако уже в обозримой перспективе, по оценке командования СВ Индии, они все равно не будут соответствовать требованиями современной войны. Дальнейшая же модернизация «семьдесят двоек», по мнению индийских военных, не имеет смысла.
Единственный выход, который увидели в Дели, заключался в полном списании Т-72М1 с заменой их на современные основные танки иностранной разработки, но при непременном условии организации их лицензионного производства в самой Индии. Что поделать, таковы требования государственной программы «Делай в Индии».
Первую попытку провести соответствующий тендер МО Индии предприняло два года назад. В июне 2015 года оно обнародовало пятистраничный «Запрос информации», в котором сообщало о намерении осуществить программу Future Ready Combat Vehicle (FRCV), направленную на создание совместно с зарубежными разработчиками или производство по лицензии со значительной степенью локализации сборки основного танка нового поколения, который должен будет заменить Т-72М1. Поступление новых танков в войска планировалось на 2025-27 годы.
Кроме того, на базе выбранного по итогам тендера танка предполагалось создать еще и семейство из 10 различных других образцов бронетехники, включая легкий гусеничный и колесный танки, бронированный мостоукладчик, бронированная ремонтно-эвакуационная машина, комплекс ПВО, артиллерийский бронированный подвижный пункт, бронированные инженерно-разведывательную и медико-эвакуационную машины.
Реализация программы FRCV должна была осуществляться в три этапа: проектирование, постройка, серийное производство. Ответ от потенциальных участников программы ожидали до 31 июля 2015 года, но что-то не срослось. Вероятно, не в последнюю очередь из-за размытости тактико-технических требований к будущему танку.
Однако проблема со старением парка Т-72М1 со временем никуда не делась, поэтому 8 ноября 2017 года Минобороны Индии вновь обнародовало «Запрос информации», который уже содержит 40 листов и достаточно подробно описывает, какой же собственно танк хотели бы видеть индийские генералы у себя в войсках. При этом в начале документа указывается, что МО Индии намерено приобрести около 1770 боевых бронированных машин в различных конфигурациях (так в оригинале документа), а также заключить 10-летний контракт на их послепродажную поддержку и соглашение сроком на 40-50 лет по вопросам обучения личного состава (включая поставку тренажеров) и обеспечения техподдержки в течение всего жизненного цикла танков. Особо оговаривается необходимость передачи технологий и то, что значительная часть машин должна будет выпускаться в Индии в соответствии с переданными лицензией и техдокументацией.
Какой же танк хотят получить в свое распоряжение индийские танкисты?
Во-первых, он должен обеспечивать «быстрое завоевание превосходства на поле боя» и отличаться высокой мобильностью, высокой точностью огня (в т.ч. в движении), «многослойной» защитой и обладать высокотехнологичным характером. Он должен обладать способностью вести боевые действия в любое время суток, на любой местности на территории Индии (горная местность, пустыни, равнины, долины рек и пр.), в различной тактической обстановке (в т.ч. преодолевать водные преграды), а его вооружение должно обеспечивать поражение любых целей, включая подвижные и стационарные высокозащищенные. При этом оговаривается возможность использования нескольких типов боеприпасов, включая противотанковые управляемые ракеты, а также способность экипажа танка поражать низколетящие самолеты и вертолеты.
Во-вторых, масса танка должна быть в пределах 42,5-57,5 тонн, он должен обладать низким силуэтом и обеспечивать эксплуатацию и боевое применение в диапазоне температур от -30 до +50 градусов Цельсия. Габариты танка должны обеспечивать возможность его перевозки по шоссе, железной дороге, судами и самолетами.
В-третьих, вооружение танка должно включать:
– 120-мм или 125-мм гладкоствольную пушку со скорострельностью не менее 6-8 выстрелов в минуту и с возможностью применения противотанковых управляемых ракет, способных пробивать броню толщиной минимум 1000 мм на дальности 5 км (боекомплект пушки – минимум 40 выстрелов и ПТУР);
– спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет с дальностью стрельбы не менее 1000 м (боекомплект – не менее 2000 патронов);
– зенитный пулемет калибра 12,7 мм или больше, способный эффективно поражать воздушные цели на дальности не менее 1500 м и наземные цели – на дальности не менее 2000 м (боекомплект – не менее 800 патронов).
При этом система управления огнем должна обеспечивать обнаружение цели типа «танк» на дальности 5 км днем и 3,5 км ночью и обеспечивать поражение цели с первого выстрела с вероятностью 0,9.
Запас хода танка по пересеченной местности – не менее 300 км, а по шоссе – не менее 500 км. Есть также требования к защите, к связному и навигационному оборудованию, преодолению препятствий и пр.
Ответ потенциальные участники тендера должны дать до 20 декабря 2017 года. Осталось подождать совсем немного, однако уже сейчас понятно, что по требованию к массе танка однозначно «пролетают» такие тяжеловесы как американский «Абрамс» и немецкий «Леопард».
Судя по тому, как настойчиво в «Запросе информации» идет речь о передаче современных технологий, покупка дополнительного количества российских танков семейства Т-90 изначально не предусматривается вовсе, поскольку данные танки и так уже производятся в Индии со значительной степенью локализации.
Но что еще более интересно, так это то, что в индийских СМИ со ссылкой на «анонимные источники в военной среде» указывается, что местные танкисты проявляют повышенный интерес к российскому танку Т-14 «Армата», французскому «Леклерку», южнокорейскому К-2 «Черная пантера» и… к украинскому Т-84 «Оплот». Что они хотят получить от последнего, учитывая его провальный боевой дебют на Донбассе, – не совсем понятно, разве что узнать во время испытаний – можно ли его подбить из крупнокалиберного пулемета. Впрочем, вполне вероятно, что индийские танкисты просто хотят поближе познакомиться с танком, являющимся дальнейшим развитием Т-80УД, который в свое время был поставлен пакистанской армии Украиной в количестве 320 штук. Врага, как говорится, надо знать в лицо.
Представляется вполне обоснованным, если Москва рассмотрит возможность поставки Дели какой-либо «упрощенной» версии танка «Армата», который даже в таком варианте все равно будет на голову выше своих конкурентов. Об объеме передачи технологий для их производства в Индии можно говорить отдельно, но в любом случае такой шаг позволит мгновенно склонить чашу весов в области военно-технического сотрудничества в данном регионе в нашу пользу. Мы должны во что бы то ни стало выбить американцев и французов с индийского оружейного рынка, и новый тендер – реальный шанс сделать это раз и навсегда!

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий