вторник, 28 ноября 2017 г.

Сирия: артиллерия в войне против международного терроризма



К началу войны сирийская армия обладала внушительным арсеналом артиллерийских орудий, но большая часть из них представляла собой устаревшие буксируемые системы. Основу самоходной артиллерии составляли советские САУ разработки 70-х годов. Значительная часть этих машин была с выработанным ресурсом и требовала капитального ремонта.


Если говорить о современных средствах разведки, автоматизированных системах управления огнем полевой артиллерии, то в этом направлении отставание сирийцев от армий Израиля и Турции было значительным. Дело в том, что после распада Советского Союза сирийские артиллерийские части перестали получать новую технику из России, а западные страны не спешили продавать баасисткому режиму современное оружие.
Кроме того, подготовка артиллеристов, как офицеров, так и рядового состава, была относительно невысокой. Исключение составляли только отдельные артиллерийские части из состава наиболее подготовленных дивизий.


Поэтому, не вызывает удивления, что с началом войны артиллерия правительственных войск проявила себя посредственно, с трудом выполняя поставленные задачи. Очень часто практиковалась стрельба по площадям, порой с нулевым результатом. Особенно явно это проявилось на начальном этапе конфликта.

Только в последние два года, вследствие активизации российской помощи сирийские артиллеристы стали получать современную технику. Также благодаря самоотверженному труду наших военных советников возрос уровень подготовки личного состава.

Ветераны в бою


В ходе боевых действий в Сирии по отражению агрессии международного терроризма правительственные войска и союзные им силы из-за крайней изношенности материальной части артиллерийских подразделений вынуждены были использовать советские орудия, разработанные еще в 30-е годы. Речь идет о 152-мм гаубице-пушке МЛ-20 образца 1937 года и 122-мм гаубице М-30 образца 1938 года. Эти легендарные орудия хорошо зарекомендовали себя в боях Великой Отечественной войны, а также в многочисленных региональных конфликтах в различных районах мира. В рамках военно-технической помощи они поставлялись Советским Союзом в Сирию и применялись армией этой страны в войнах 1967 и 1973 годов.

Гаубица М-30 применялась в боевых действиях в ходе гражданской войны в Ливане, а также в отражении израильского вторжения летом 1982-го.

К началу вторжения сил международного терроризма сирийские вооруженные силы имели на хранении относительно небольшое количество МЛ-20 и М-30, что еще сохраняли боеспособность.

Из-за того, что имеющиеся в войсках более современные артиллерийские системы вырабатывали свой ресурс, правительственная армия была вынуждена возвращать в строй эти орудия-ветераны. Кроме того, с баз хранения в России могло быть поставлено еще несколько десятков гаубиц М-30 для формирования артиллерии 5-го штурмового корпуса сирийской армии в конце 2016 и в начале 2017 гг.

По мнению военных экспертов, данные шаги вполне оправданы. Учитывая характер боевых действий, советские пушки-гаубицы и гаубицы разработки 30-х годов вполне могут оказать необходимую поддержку сражающимся войскам.

Также в Сирии были отмечены эпизодические случаи применения других орудий времен Второй мировой войны. Речь идет о 57-мм ЗиС-2 и 76-мм ЗиС-3.

Стоит также упомянуть о факте применения исламистами 105-мм легкой полевой гаубицы leFH 18, состоявшей на вооружении Вермахта. Судя по всему, эта немецкая гаубица была захвачена в районе Алеппо, где боевики в 2012–2013 захватили склады старого оружия.

Там же, кстати, находилась и еще одна интересная артиллерийская система — югославская 76-мм горная пушка М48. Но случаев ее применения в боях так и не было зафиксировано.

Гаубицы и пушки


Самым массовым орудием Сирийской арабской армии к началу войны считалась 130-мм М-46. По разным оценкам, всего насчитывалось 700–800 таких пушек.
М-46 на момент начала их производства в первой половине 1950-х гг. были непревзойденными в своем классе по дальнобойности и даже, спустя более полувека после этого, могут соперничать со многими более современными орудиями.

Неудивительно, что по этой причине М-46, ее копии и варианты остаются на вооружении многих стран.

Обычным снарядом эти 130-мм пушки могут накрывать противника на дистанции более 27 км, а с использованием активно-реактивных боеприпасов (которые, по некоторым данным, есть в распоряжении сирийцев) на расстоянии в 37 км. Также для таких орудий в КНР сирийской стороной были закуплены 130-мм активно-реактивные снаряды с донным газогенератором BEE4 производства корпорации Norinco. Они способны поражать врага на дистанции почти в 44 километра.

Благодаря своей дальнобойности именно М-46 были выбраны сирийцами в качестве артиллерийской части колесных самоходных САУ, которые были созданы на шасси коммерческих грузовых автомобилей Mercedes-Benz 4140 с колесной формулой 8х8.
В настоящее время М-46 продолжают активно применять в ходе боевых действий на всех фронтах войны в этой стране.

В настоящее время в Сирии 122-мм гаубица Д-30 по своей массовости занимает почетное второе место, а по своей популярности в войсках выходит на лидирующие позиции. Как рассказывали военные советники, ранее обучавшие сирийцев, по мнению их подопечных, эти гаубицы являются непревзойденными по своим характеристикам. Орудие легко разворачивается, без труда маскируется.

Д-30 является сравнительно компактным и легким, ее боевой вес — всего около 3 тонн 200 кг. Благодаря этому, она является достаточно мобильной, скорость буксировки — до 80 км/ч. Дальность стрельбы обычным снарядом — до 15 300 м.

Можно вспомнить, как в 70-е годы сирийцы, имевшие значительный парк устаревших танков Т-34, решили часть машин превратить в самоходно-артиллерийские установки. Сняв с этих танков башни, они открыто смонтировали гаубицы Д-30. Эти самоходки применялись в сирийской армии до поступления из СССР настоящих САУ 2С1 и 2С3. Сейчас сирийцы и их союзники устанавливают Д-30 на шасси различной автомобильной техники и успешно применяют в боях.

В ходе боевых действий в Сирии шиитские добровольцы из Ирака, Афганистана и Пакистана под руководством иранских военных советников достаточно активно применяют 152-мм пушки-гаубицы Д-20. Считается, что эти орудия были переброшены из Ирана. Кроме боеприпасов иранского производства, были приобретены снаряды в КНР. Что касается свидетельств применения Д-20 собственно сирийской армией, то они носят крайне редкий, практически единичный характер, что говорит о крайне малом количестве этих орудий у сирийцев.

Также в начале текущего года к юго-востоку от Алеппо, во время наступательных действий афганских и иракских шиитов под командованием иранцев была замечена 105-мм гаубица M101А1. Вероятнее всего, её тоже привезли из Ирана, где некоторое количество M101A1 остаются на вооружении. Военная промышленность этой страны наладила и выпуск 105-мм боеприпасов.

В Сирии продолжают применять в боях одно из самых мощных артиллерийских орудий в мире — 180-мм пушку С-23. На вооружении сирийской армии может оставаться около десятка этих пушек, редкие фотографии сирийских военных рядом с С-23 появились за годы войны. Орудие отличается исключительными характеристиками дальности стрельбы. Обычный осколочно-фугасный снаряд массой в 88 кг может уничтожать цели на дистанции, превышающей 30 км. Специально разработанный активно-реактивный снаряд летит еще дальше — почти на 44 км. С-23 имеет значительный вес — более 21 т, расчет — 16 человек, скорострельность всего 0,5–1 выстрел в минуту.

Самым современным артиллерийским орудием САА в настоящее время считаются 2А65 «Мста-Б». Как минимум, несколько этих гаубиц было передано сирийцам из числа тех, что находятся в Сирии в составе российских сил. При собственном весе в 7 т «Мста-Б» может поражать цели на дистанции до 28 900 м. Она способна также применять корректируемый снаряд с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь».

Хорошей мобильности 2А65 в Сирии способствует то, что в качестве тягачей используются бронированные КАМАЗ — 6350, которые без труда перебрасывают орудия на скорости в 80 км/ч.

Минометы


Боевые действия в Сирии в массовых масштабах ведутся в районах жилой застройки, а также в горной местности, что повышает значение минометов.

Долгое время основным вооружением минометных подразделений Сирийской правительственной армии были 120-мм устаревшие модели времен Второй мировой войны ПМ-43. Всего на начало вооруженного конфликта, по разным данным, имелось около 900 таких минометов. Плюс около 200 единиц 82-милиметровых образца 1937 года.
В 2015 году сирийские военные получили российский 120-мм возимый минометный комплекс 2С12 «Сани».

Впервые его задействовали в горной местности в районе Латакии. В состав «Саней» входят хорошо зарекомендовавший себя в многочисленных военных конфликтах миномет 2Б11 и специальный колесный ход 2Л 81. С помощью последнего миномет можно перемещать на небольшие расстояния силами расчета, буксировать автомобилями ГАЗ-66 или двухосным «Уралом».

Также существенно облегчается процесс погрузки в кузов транспортной машины, у которой, кстати, имеется специальная лебедка. Расчет миномета — 5 чел. Минимальная дальность стрельбы — 480 м, а максимальная — более 7 км. Скорострельность: от 10 до 15 выстр./мин. Миномет очень быстро переводится из походного положения в боевое и обратно. Подготовленному расчету необходимо всего 3 минуты.

Самым мощным минометом сирийской армии в настоящее время является 240-мм М-240. Он весит до 4230 кг в походном положении, может применять боеприпасы весом 130 и 228 кг. Дальность стрельбы осколочно-фугасной миной — 9650 м. Разработанная позже активно-реактивная мина была способна поражать цели на дистанции около 20 км.
На сегодняшний день у сирийцев в войсках остается, по разным данным, не более одного дивизиона данных минометов.

Более массовым считается дивизионный 160-мм миномет М-160. По имеющейся информации, к началу гражданской войны в распоряжении сирийских артиллеристов их имелось около сотни единиц.

М-160 успешно применялись во время войн с Израилем. Например, в 1973 году. Были они задействованы и во время гражданской войны в Ливане, где активно действовал сирийский миротворческий контингент, а также во время отражения израильской агрессии 1982 года.

Масса М-160 — около полутора тонн. Максимальная дальность стрельбы 41-килограммовой мины — более 8 км. Максимальный угол склонения/возвышения: +50/+80 градусов. Угол наводки по горизонтали — 24 градуса. Скорострельность, около 3 выстрелов в минуту.

Данный миномет имеет заряжание с казенной части. Его длина — около 5 метров. Он буксируется со скоростью до 50 км/ч с помощью специального приспособления, которое монтируется в верхней части ствола. М-160 обслуживает расчет в 7 бойцов.
Кроме советских и российских минометов, в Сирии сейчас заметно присутствие минометов иранского производства. Тегеран поставляет для сирийских правительственных сил свои основные типы этого вооружения: от небольших 60-мм минометов HM14 до 120-мм минометов HM16. Также в Сирию в большом количестве поставляются и иранские боеприпасы для минометов различного калибра.

Самоходные Артиллерийские Установки



В настоящее время наиболее массовой САУ сирийской армии считаются 122-мм самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика». Сирийская армия к началу военных действий имела около 400 таких установок. Некоторое количество боевых машин было потеряно в ходе боев.

Экипаж «Гвоздики» — 4 человека. Масса самоходки — 15,7 т. Длина — 7,26 м. Высота — 2,74 м. Ширина — 2,85 м. Двигатель производства ярославского моторного завода ЯМЗ-238Н с турбонаддувом мощностью 300 л. с. Максимальная скорость по шоссе — 60 км/ч. Запас хода по шоссе — 500 км.

Эта САУ в настоящее время продолжает активно применяться в ходе боевых действий против сил международного терроризма.

Самоходно-артиллерийских установок 2С3 «Акация» к началу вооруженного конфликта насчитывалось сравнительно немного — около полусотни, и все они находились на вооружении Республиканской гвардии Сирии. Вес — 27,5 тонн. Экипаж 4 человека. Вооружение — 152-мм гаубица 2А33. Дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом — до 17, 4 км. Боекомплект: 46 выстрелов. Скорострельность — до 4 выстрелов в минуту. Бронирование — до 30 мм. Мощность двигателя — 520 л. с. Максимальная скорость — до 60 км/ч. Запас хода — до 500 км.

Первое время боевое применение этих САУ фиксировалось только в районе Дамаска. «Акации» очень часто использовались как штурмовые машины, они били по террористам прямой наводкой.

2С3 имеют относительно легкое бронирование и, в принципе, не предназначены для подобных действий. Несмотря на то, что машины применялись в уличных боях, они так и не получили дополнительной защиты, если, конечно, не считать навешанных на броню автомобильных покрышек с мешками, набитыми песком.

Однако появление на городских улицах данной техники имело достаточно сильный психологический эффект. По некоторым данным, боевики пытались уйти из-под обстрела САУ, на время прекращая сопротивление. Благодаря этому долгое время потерь среди этих самоходок не было.

Потери начались, когда эти машины стали использовать в районах, насыщенных американскими противотанковыми комплексами TOW-2. В течение короткого времени было утрачено две машины. Однако сирийское командование быстро сделало выводы из случившегося и больше не подставляло эти САУ под удары ПТУР.

В начале лета текущего года стало известно о возможном наличии у сирийцев самоходных артиллерийских установок 2С9 «Нона-С».

Зенитные установки

Говоря о применении артиллерии в ходе сирийского конфликта, необходимо упомянуть и об использовании сирийцами зенитных установок для поражения наземных целей.
Первыми для этих целей стали использовать 23-мм зенитные самоходные установки ЗСУ-23–4 «Шилка». Снова, как и во время войны в Афганистане, «Шилка» показала себя ценной боевой единицей для непосредственной огневой поддержки бронетехники и пехоты.

Скорострельные «Шилки», обладающие высокой мобильностью и большим углом вертикального наведения, оказались востребованы как в боях в сельской местности и пустыне, так и в городах и горных районах страны.

Слабым местом ЗСУ-23–4 является тонкая броня, защищающая только против пуль и осколков, из-за чего немало этих машин было потеряно в боях. Поэтому некоторые «Шилки» из состава элитной 4-й дивизии сирийской армии были модернизированы, на них устанавливалась дополнительная защита из стальных экранов и решеток.
Так как ЗСУ-23–4 было недостаточно, а старых ЗСУ-57–2 на базах хранения в боеспособном состоянии оставалось крайне мало, в ход быстро пошли и буксируемые 23-мм ЗУ-23, 57-мм С-60, 100-мм КС-19.

Эти пушки устанавливаются на различные колесные или гусеничные шасси. На некоторых кадрах из Сирии был зафиксирован даже вариант с установкой 57-мм пушки на шасси от машины ЗРК «Квадрат».

Боевое применение



Как уже было сказано выше, сирийская артиллерия вошла в войну не в лучшем состоянии. Устаревшая материальная часть, недостаточный уровень подготовки и отсутствие высокоточных боеприпасов не позволяли ее использовать с высокой эффективностью. Очевидно, что руководство Сирии это понимало, и пока конфликт только разгорался, армия долгое время воздерживалась от активного применения артиллерии во избежание потерь среди мирного населения.

Ситуация изменилась только в 2012 г., когда стало понятно, что армия без артиллерийской и авиационной поддержки несет все более тяжелые потери и уже не может справиться со значительно окрепшими группировками боевиков. Тем более террористы тоже начинали применять минометы и пр.

Первым случаем активного использования артиллерии стали бои в Хомсе в феврале 2012 г., когда с помощью артиллерийской поддержки элитные подразделения армии смогли выбить боевиков из одного из их основных оплотов в районе Баба Амр. Бои в Хомсе в 2012 г. стали и первым известным случаем применения сирийской армией тяжелых 160-мм и 240-мм минометов.

Широкомасштабное наступление боевиков в разных районах страны летом-осенью 2012 г. поставило силы президента Башара Асада в крайне тяжелое положение. В бой тогда были брошены все боеспособные части сирийской армии, что позволило остановить боевиков и не дать им захватить Дамаск и Алеппо. Но понесенные потери и дезертирство привели к сильному ослаблению армии.

На уровне подготовки и тактики применения артиллерии это тоже сказалось крайне негативно. Новобранцы и ополченцы не могли в полной мере заменить утраченные кадры. По всей видимости, подготовка большинства прибывающих сил во время войны свелась к минимальному уровню. Прямым следствием слабого обучения стало то, что пушки и гаубицы начали использоваться для стрельбы на относительно небольшую для них дальность, в том числе и для стрельбы прямой наводкой. Подобное применение артиллерии привело к тому, что орудия оказывались в зоне действия противотанковых ракетных комплексов боевиков и нередко поражались противотанковыми ракетами.
Вследствие деградации сирийской артиллерии по ходу войны прекратилось использование стандартных полноценных артиллерийских батарей и дивизионов с орудиями одного типа, как было в 2012 г.

Вместо этого привычным явлением стали смешанные батареи из нескольких 122-мм и 130-мм орудий и одной-двух РСЗО «Град», которые усиливали ударные отряды или многочисленные опорные пункты. Понятно, что концентрировать огонь таких разных средств на удаленных целях весьма проблематично, даже при наличии опытных расчетов и командиров.

Редкими исключениями из этого были только отдельные артиллерийские батареи, которые, по всей видимости, сохранили довоенный состав и кадровый костяк. Одна из таких батарей, вооруженная упомянутыми ранее колесными САУ, вот уже несколько лет участвует в боевых операциях в разных частях страны.

Только в последнее время в составе сирийской армии начали появляться новые полноценные артиллерийские подразделения, которые создаются в составе 5-го штурмового корпуса при помощи российских советников. Они успешно выполнили свои задачи в ходе повторного освобождения Пальмиры и отражении наступления боевиков на севере провинции Хама весной 2017 г.

Юрий Лямин, Виталий Моисеев
«Арсенал Отечества» 

Читать оригинал новости на сайте ИА "Вестник Мордовии"

Комментариев нет:

Отправить комментарий