пятница, 1 сентября 2017 г.

Танк Т-90. Лидер международного рынка

Танк Т-90С. Фото Vitalykuzmin.net
В настоящее время на международном рынке вооружений и техники представлены несколько типов современных основных боевых танков. Бронетехника, выпускаемая разными странами, находит тех или иных покупателей и приносит своим производителям определенный доход. При этом ни один из современных зарубежных танков не может сравниться по продажам с российскими машинами семейства Т-90. Последние уже успели стать самыми массовыми экспортными танками, строившимися после окончания Холодной войны.

Возможность производства экспортной версии новейшего танка Т-90 стали рассматривать еще на стадии проектирования. Результатом этого вскоре стало появление танка Т-90С, доработанного с учетом будущих продаж зарубежным заказчикам. В октябре 1992 года новейшая бронемашина была принята на вооружение российской армии, и одновременно с этим было получено разрешение на экспорт танков Т-90С. В самое ближайшее время новый экспортный танк можно было показать потенциальным покупателям и получить желаемые заказы. Тем не менее, в течение нескольких следующих лет предприятию «Уралвагонзавод», разработавшему Т-90С, так и не удалось подписать ни одного контракта с зарубежными заказчиками.

По имеющимся данным, на первых порах продвижение танка Т-90С на международном рынке затруднялось по бюрократическим причинам. Известно, что до 1997 года организация-производитель не могла получить разрешение на демонстрацию перспективной машины на зарубежных выставках. Впервые такой документ был получен только в 1997 году, перед выставкой IDEX в Объединенных Арабских Эмиратах. Тем не менее, и в этот раз не все пошло гладко: танк был показан посетителям салона, хотя и не был официально включен в состав экспозиции.
В настоящее время на международном рынке вооружений и техники представлены несколько типов современных основных боевых танков. Бронетехника, выпускаемая разными странами, находит тех или иных покупателей и приносит своим производителям определенный доход. При этом ни один из современных зарубежных танков не может сравниться по продажам с российскими машинами семейства Т-90. Последние уже успели стать самыми массовыми экспортными танками, строившимися после окончания Холодной войны.

Возможность производства экспортной версии новейшего танка Т-90 стали рассматривать еще на стадии проектирования. Результатом этого вскоре стало появление танка Т-90С, доработанного с учетом будущих продаж зарубежным заказчикам. В октябре 1992 года новейшая бронемашина была принята на вооружение российской армии, и одновременно с этим было получено разрешение на экспорт танков Т-90С. В самое ближайшее время новый экспортный танк можно было показать потенциальным покупателям и получить желаемые заказы. Тем не менее, в течение нескольких следующих лет предприятию «Уралвагонзавод», разработавшему Т-90С, так и не удалось подписать ни одного контракта с зарубежными заказчиками.

По имеющимся данным, на первых порах продвижение танка Т-90С на международном рынке затруднялось по бюрократическим причинам. Известно, что до 1997 года организация-производитель не могла получить разрешение на демонстрацию перспективной машины на зарубежных выставках. Впервые такой документ был получен только в 1997 году, перед выставкой IDEX в Объединенных Арабских Эмиратах. Тем не менее, и в этот раз не все пошло гладко: танк был показан посетителям салона, хотя и не был официально включен в состав экспозиции.

Первая демонстрация потенциальным заказчикам положительным образом повлияла на дальнейшие события. Вскоре после выставки IDEX-1997 начались переговоры, предшествовавшие подписанию новых контрактов. В 1999 году Россия и Индия договорились о передаче трех машин Т-90С, необходимых для использования в испытаниях. Чуть позже эту технику проверили на индийских полигонах, а также сравнили с современными зарубежными машинами своего класса. По результатам испытаний, индийское военное ведомство решило закупать именно российские танки. Кроме того, Индия предложила поставлять не только готовые боевые машины, но и сборочные комплекты. Последние планировалось «превращать» в готовые танки на одном из индийских предприятий.

Контракт на поставку танков Т-90С вооруженным силам Индии был подписан в 2001 году. Он подразумевал строительство 310 боевых машин общей стоимостью около 1 млрд долларов США. В соответствии с имеющейся договоренностью, «Уралвагонзавод» должен был построить и передать заказчику 124 танка. Остальную технику следовало отправить в Индию в виде сборочных комплектов. Сборка танков по лицензии была поручена компании HVF в г. Авади. Завершить поставки заказанной техники предполагалось в течение нескольких следующих лет.

В контексте первого «индийского» контракта широкую известность получила история о желании заказчика получить гарантии. В тот период Россия и ее промышленность переживали не самые лучшие времена, и существовал риск остановки строительства танков по тем или иным причинам. Для разрешения этой проблемы высшему руководству России пришлось брать ситуацию под личный контроль. К счастью, дальнейшие события, несмотря на некоторые затруднения, развивались по положительному сценарию, и заказ был выполнен в полной мере.

Готовые 124 танка Т-90С, построенные в Нижнем Тагиле, были переданы заказчику до конца 2002 года. Осенью того же года индийская компания HVF получила первые комплекты узлов и агрегатов, после чего приступила к самостоятельной сборке бронемашин. Поставка танков в «несобранном» виде продолжалась примерно в течение года. Лицензионная сборка танков в Индии выполнялась до середины прошлого десятилетия. По результатам всех этих работ индийские сухопутные войска получили 310 основных боевых танков российской разработки.

Освоив танки первого контракта, индийские военные выразили желание продолжить закупки и строительство. Новые договоры появились уже в 2006 году. Сначала заказчик и производитель подписали контракт о лицензионном производстве 1000 новых танков. Через несколько месяцев после первого контракта появился новый, в соответствии с которым Индия должна была получить еще 330 машин Т-90С с производством части этой техники в России. Важной особенностью новых договоров стало желание заказчика получить обновленную технику в доработанной комплектации.

Индийские танки Т-90С "Бхишма" на учениях.
Специально для индийских сухопутных войск была создана новая модификация Т-90С, отличавшаяся некоторыми особенностями конструкции. В этом проекте предусматривалось усиление ходовой части и доработка системы управление огнем. В частности, штатные тепловизионные приборы были заменены изделиями французского производства. Динамическая защита российской разработки уступила место индийским аналогам.

Интересно, что танки Т-90С, доработанные в соответствии с требованиями индийской армии, в дополнение к официальному обозначению получили новое имя «Бхишма» (дословно – «Грозный»). Танк с высокими характеристиками и боевыми возможностями решили назвать в честь одного из главных героев эпоса «Махабхарата», прославившего себя ратными подвигами и искусной дипломатией.

Уже в 2007 году Индия вновь заказала российские танки. На этот раз речь шла о производстве 347 машин. 124 танка планировалось получить в готовом виде, а оставшиеся должны были прибыть к заказчику в виде машинокомплектов для сборки на заводе HVF. Этот заказ обошелся индийским военным в 1237 млн долларов США.

Предприятия «Уралвагонзавод» и HVF достаточно быстро смогли развернуть массовое производство требуемых боевых бронированных машин и приступить к выполнению имеющихся заказов. Результатом этого стали появление значительного количества танков и старт перевооружения сухопутных войск Индии. В течение нескольких следующих лет были получены весьма примечательные результаты. Так, до 2010 года включительно российские танкостроители отправили заказчику более 600 танков Т-90С в исходной и доработанной версии. При этом лишь треть танков была передана в готовом виде, тогда как большая их часть поставлялась как комплект деталей для сборки на местных предприятиях. Нетрудно заметить, что к этому времени было выполнено чуть больше трети от всех имеющихся заказов. Совместные работы продолжились, и не завершены до сих пор. Новые партии танков индийской сборки по-прежнему поступают в армию; этот процесс будет продолжаться в течение нескольких следующих лет.

Основные танки Т-90СА, предназначенные для отправки в Алжир. Июнь 2016 г.
 Заказы на производство Т-90С для Индии все еще выполняются. Государственное предприятие HVF имеет возможность собирать из машинокомплектов до сотни танков в год, и потому должно будет выпускать новую технику до конца текущего десятилетия. По имеющимся данным, в настоящее время сухопутные войска Индии имеют на вооружении более 950 танков Т-90С и «Бхишма». К 2020 году предполагается ввести в эксплуатацию до 2 тыс. таких бронемашин. Таким образом, индийская армия уже стала крупнейшим в мире эксплуатантом основных танков семейства Т-90С, а в ближайшем будущем обеспечит себе еще больший отрыв от основных «конкурентов».

Вторым зарубежным покупателем танков Т-90С стал Алжир. Свой интерес к российской бронетехнике африканское государство проявило в середине прошлого десятилетия. В марте 2006 года был подписан контракт на поставку 185 танков Т-90С. Одновременно с этим контрактом появилось еще несколько соглашений на поставку различного вооружения и техники российского производства. Общая стоимость всех контрактов достигла 8 млрд долларов. Через несколько лет Алжир инициировал подписание еще одного контракта.

По желанию алжирской армии, компанией «Уралвагонзавод» была создана специализированная модификация танка под обозначением Т-90СА, доработанная для работы в Северной Африке и иных подобных регионах. Главные отличия машины «СА» от базовой «С» заключались в использовании кондиционера и возможности установки прожекторных систем из состава комплекса оптико-электронного подавления «Штора». Также Алжир закупил командирские танки Т-90СКА, отличающиеся иным составом аппаратуры связи. В частности, на них устанавливается тактическая система управления боем T-BMS.

В отличие от индийской армии, алжирская сторона не стала приобретать лицензию на сборку российской бронетехники. Благодаря этому получилось сократить время ожидания требуемых машин. Как следствие, к настоящему времени Алжир получил более 300 танков в линейной и командирской комплектациях.

Танки Т-90С вооруженных сил Уганды и их экипажи.
 В 2011 году список покупателей танков Т-90С пополнил Азербайджан. Армия этой страны пожелала купить три батальонных комплекта бронетехники – 94 машины. Договором предусматривался опцион на дальнейшую поставку еще 94 танков. Азербайджанская армия получила первые серийные Т-90С уже в 2013 году. По имеющимся данным, к настоящему времени поставлено около сотни танков. Танки для Азербайджана, в целом, соответствуют исходному проекту Т-90С, однако при этом несут системы оптико-электронного подавления.

Еще один достаточно крупный контракт был заключен с Угандой. Несколько лет назад это африканское государство приобрели 44 танка российского производства. Поставка современной бронетехники привела к положительным последствиям в контексте развития армии. Дело в том, что основу угандийского парка бронетанковой техники до сих пор составляют устаревшие Т-55.

С определенного времени танки Т-90 разных модификаций, в том числе и исходной «А», поставляются сирийской армии. По разным данным, дружественному государству уже было передано не менее нескольких десятков машин. Подобные поставки примечательны тем, что российские танки получили возможность принять участи в текущей войне и показать свой реальный потенциал. В ходе сирийской войны Т-90 разных версий подтвердили боевую эффективность и высокую живучесть. Широкую известность получили несколько инцидентов с обстрелом такой техники при помощи противотанковых комплексов, не завершившихся уничтожением бронемашин.

Для полноты картины также стоит отметить поставки танков Т-90С Туркмении и Армении. На вооружении туркменской армии на данный момент имеется всего четыре такие машины. Армянские вооруженные силы, в свою очередь, располагают лишь одним танком этого типа. Большой интерес представляет «происхождение» единственного танка Армении. В 2014 году сборная этой страны выступила на Чемпионате мира по танковому биатлону и заняла второе место в общем зачете. Такой успех был отмечен призом – танком Т-90С. Вскоре бронемашину передали армии-призеру.

В 2017 году неоднократно появлялись новые сообщения о будущих поставках танков семейства Т-90. Так, министерство обороны Ирака ранее сообщило о намерении приобрести не менее 70 российских бронемашин. При этом речь шла только о первой партии, и в дальнейшем мог появиться новый заказ. Стоимость соглашения, по понятным причинам, не оглашалась. В середине июля появились новые сообщения на этот счет. Российская сторона официально подтвердила факт подписания договора с Ираком. Тем не менее, и на этот раз объемы и стоимость контракта не уточнялись.

"Призовой" танк Т-90С, выигранный армянскими танкистами в 2014 году.
 По разным оценкам, по новому контракту (или контрактам) Ирак может получить до нескольких сотен танков Т-90С или иной модификации общей стоимостью вплоть до 1 млрд долларов США. Естественно, все это лишь примерные оценки, и потому их не следует воспринимать слишком серьезно.

Несколько месяцев назад за рубежом и в нашей стране появились слухи и сообщения от неназванных источников о скором подписании контракта на поставку танков Т-90МС вооруженным силам Египта. Изначально в публикациях на эту тему упоминалась возможность продажи 400-500 танков, но позже эти числа заметно сократились. При этом говорится о возможности поставки части бронетехники в готовом виде параллельно с организацией лицензионной сборки. Можно предположить, что в самом ближайшем будущем появятся первые официальные сообщения о подобном контракте.


Парадный расчет туркменских танков Т-90СА.

В скором будущем могут появиться новые экспортные контракты. В начале июля в свободный доступ попал отчет научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» за 2016 год. В этом документе приводились некоторые новые сведения, а также уточнялись уже известные. Кроме того, в отчете оговаривались приоритетные направления, которые предполагается осваивать в обозримом будущем.

Согласно отчету, в 2017 году планировалось своевременно и качественно исполнить уже заключенные контракты с зарубежными заказчиками. При этом речь шла о Вьетнаме, заказавшем 64 танков Т-90С и Т-90СК, а также Ираке, которому предстоит получить 73 машины тех же типов. Также в текущем году «Уралвагонзавод» должен завершить предконтрактную работу с Кувейтом, желающим приобрести 146 танков Т-90МС/МСК. Эти же машины планируется предложить и Индии.

Согласно имеющимся в открытом доступе данным, к настоящему времени силами отечественной оборонной промышленности в рамках экспортных контрактов было построено не менее 1400 основных боевых танков разных модификаций семейства Т-90. Не менее 1200-1300 бронемашин будет построено до конца текущего десятилетия в соответствии с уже имеющимися или планируемыми контрактами. Таким образом, численность проданных танков Т-90 будет постоянно расти, принося российской промышленности известные доходы.

 Если все планируемые в настоящее время контракты будут подписаны и выполнены в установленный срок, то в зарубежных армиях в начале двадцатых годов будет служить более 2600 танков Т-90 полностью российского производства или зарубежной сборки. Благодаря этому один из последних российских танков вновь подтвердит свое звание самой успешной в коммерческом отношении машины своего класса. Индийские заказы достаточно давно позволили Т-90 оторваться от конкурентов в контексте объемов экспортных контрактов, а новые соглашения лишь укрепят его позиции на международном рынке вооружений.

Отчет «Уралвагонзавода» за прошлый год прямо говорит о том, что зарубежные заказчики все еще проявляют интерес к достаточно старой машине Т-90С и различным ее модификациям, но при этом им следует предлагать и более новый танк Т-90МС. Как известно, развитие семейства Т-90 продолжается до сих пор и регулярно приводит к новым результатам. Каждый новый вариант российского танка, воплощенный в металле, имеет все шансы заинтересовать потенциального заказчика и стать предметом очередной выгодной сделки.

Советские и российские танки очень давно присутствуют на международном рынке и вполне заслуженно сохраняют лидерские позиции. Новые машины семейства Т-90 продолжают эту «традицию» и, показывая высокие характеристики, позволяют России получать новые крупные контракты. На данный момент Т-90С и его модификации являются самыми коммерчески успешными танками в мире, строившимися после окончания Холодной войны. Есть все основания полагать, что такой статус российские танки будут сохранять в течение многих следующих лет.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.