воскресенье, 3 сентября 2017 г.

УБИМ: зачем просто, если можно сложно?

"УБИМ" - эта "убийственная" аббревиатура расшифровывается как "Универсальная бронированная инженерная машина". Впервые УБИМ была представлена в виде модели на выставке "Армия-2017", но этого мало кто заметил. По данной причине даю ее фото. Сразу оговорюсь, что фото тоже не мое - нашел где-то в соцсетях. Ибо охватить все, что было выставлено в павильонах "Армии" одному нормальному человеку невозможно! Огромное количество экспонентов, да еще размещенных неизвестно по какому принципу... но не суть. А суть в том, что Инженерные войска заказали УКБТМ разработку нового аппарата, предназначенного для замены сразу нескольких машин: ИМР-2/-2М/-3/-3М; БАТ/БАТ-1/-1М/-2 и целого ряда других.
  
УБИМ. Фото Виталия Кузьмина
Наименование ОКР - "Робот-3". Тоже что и у работы Омского КБТМ по разработке "Инженерной дорожной машины" на базе Т-80У. Собственно, это и есть одна и та же работа. Только в данном случае, машина создается на платформе танка Т-90А. «Робот-3» предназначен для подготовки путей движения и маневра войск, в т.ч. в районах, подвергшихся ядерным ударам. Ее планируется использовать в дивизионном и армейском звеньях. Рабочее оборудование – универсальный бульдозер, телескопическая стрела с манипулятором и экскаваторным ковшом, гидромолот, тяговая лебедка, тралящее оборудование.
УБИМ. Фото Виталия Кузьмина
   Внутреннее обозначение УБИМ в УКБТМ - "Объект 153" или  "Изделие 153" - кому как больше нравится. К сожалению, уральские конструктора  снова решили намудрить и придумали ей новый оригинальный корпус. Из-за чего машина получается дорогой, ее проще делать полностью с нуля, нежели чем переделывать из старых "72-к". А ведь был же положительный опыт - БРЭМ-72 ( "изделие 146"), разработанный в 2011 году для предложений на экспорт. Этот БРЭМ с минимальными переделками использовал корпус Т-72А.  Почему бы тем же путем не пойти бы и с УБИМ? Вопрос риторический. Могу лишь предположить, что поскольку на эту машину есть твердый заказчик в лице Инженерных войск, у "Уралвагонзавода" есть желание содрать с него побольше в ходе предстоящего серийного производства. Только вот дойдет ли до него? Машинка получается недешевой не только из-за решения конструкторов дать волю творческому процессу, но и в силу универсальности. Опять же, диалектика материализма говорит нам, что универсальный инструмент никогда не будет так же хорош как специализированный. В последнем случае, заказчику, подписавшему соответствующее ТТЗ, конечно виднее! Еще могу предположить, что новый корпус на УБИМ возник по причине того, что невозможно обеспечить обзор водителю в штатном корпусе Т-72/-90 при работе с универсальным бульдозером. Для этого шасси ИМРа ( "изделие 637") имело специальную рубку, в которой водитель располагался более высоко. Однако, если участь, что работа с бульдозером на ИМРах занимает очень небольшой период их жизненного цикла - в основном он находится в поднятом походном положении, то это не такая уж и большая проблема. Для работы можно было бы установить специальную телевизионную систему с соответствующим программным обеспечением, на манер "помощника при парковке", который устанавливается сейчас почти на всех современных автомобилях.
   Вообще, идеальная инженерная машина для армии лично мне видится примерно такой:

 Это предложение ведущего конструктора УКБТМ А.В.Яковлева, ныне пенсионера, датированное 31.10.2001 года. Гениальная простота - замысел виден "не вооруженным глазом" и понятен без комментариев. К сожалению оно не пошло, ибо, простые пути похоже никому не нужны. В 2010 году, когда Россия тонула в дыму лесных и торфяных пожаров, я уже сам лично, совместно с еще одним бывшим сотрудником УКБТМ, прорабатывал тяжелый пожарно-спасательный комплекс машин, выполненных примерно аналогичным образом - на модульной основе.

Результат обращений в МО и МЧС - нулевой. Не говорю уже о множестве похожих проектов, выполненных дипломниками кафедр колесно-гусеничных машин. Так что простые и дешевые решения в нашей армии не в чести. В самом деле, зачем делать просто, когда можно сложно?
    Под занавес добавлю, что работы над УБИМ в УКБТМ длятся уже не менее полутора лет, но опытного экземпляра машины еще нет, хотя уже хотелось бы поглядеть на него в "живую", а не в модельке...

1 комментарий:

  1. УБИМ, просто как аббревиатура, без какой либо расшифровки и подробностей упоминается так же в статье "Современные инженерные машины АО"УКБТМ" Станислава Панченко - заместителя главного конструктора УКБТМ, опубликованной в "Инженерном журнале" №1/2017г Спецвыпуск на стр.38. Вот интересно, сколько и вообще зачем, УКБТМ за эту пустую статью заплатил?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.