четверг, 7 сентября 2017 г.

Танк "Армата": непростые вопросы эксплуатации

   Вчера у меня был день очень интересных приятных встреч и разговоров. Начиная от проблем изучения состава первопоселенцев Урала в XVII веке, и до проблематики, связанной с современным состоянием дел в танкостроении. По последнему вопросу телефонный разговор с одним старым и очень мудрым человеком, практически Патриархом танкпрома, составил один час и сорок пять минут. В ходе него всплыли вопросы, на которые ни я, ни, похоже, никто другой не обращали никакого внимания. А именно - вопросы хранения и проведения планового обслуживания Т-14 в войсках. Не могу удержаться чтоб не поделиться "открытиями"...
   Итак, танк "Армата" - он примерно на метр длиннее танков типа Т-72/-80/-90 и по требованию заказчика он оснащен моноблочной силовой установкой, в которой на двигатель навешаны и система охлаждения и трансмиссия и ГОП. Двигатель 2В-12-3А, выполнен по схеме "неполная звезда" или иначе Х-образный, т.е. 6 цилиндров стоят головами вверх, а еще 6 - головами вниз. Двигатель в МТО установлен продольно и, соответственно, имеет выхлопы на оба борта. Электропитание танка на стоянке, а так же запуск основного двигателя может осуществляться от газотурбинного агрегата питания типа ГТА-18М, который имеет свой выхлоп. Соответственно всего на "Армате" сразу три "выхлопных трубы". А теперь включаем мозги...



Моноблочная силовая установка танка "Армата"


1. Если "Армата" длиннее - влезет ли она в существующие боксы по своим габаритам?
2. Что делать с загазованностью боксов при запусках двигателей - ведь "Армата" выбрасывает намного больше выхлопных газов, чем наши "классические" танки?
3. Отвод выхлопных газов от ГТА при запусках в боксах? Накинуть на выхлоп обычный рукав-"кишку" не получится, т.к. это приведет к резкому увеличению сопротивления выпуску и прощай гарантия в случае поломки ГТА (а он стоит больше 4 млн. руб.). А уж про выхлоп 2В-12-3А вообще молчу! В итоге при запуске боксы превращаются в газовые камеры Бухенвальда.
4. Для того что бы произвести обслуживание воздухоочистителей - рутинная операция - нужно снимать крышу МТО - чем ее поднимать и куда класть?
5. Двигатель "Арматы" требует хорошего охлаждения, иначе быстро начинает терять мощность и ресурс. Для того что бы  этого не происходило, нужно чаще чистить радиаторы. Чистят их продувкой сжатым воздухом с обратной стороны. Для этого на "классических" танках, блок радиаторов откидывается на петлях. Но на "Армате" он жестко навешан на двигатель. Соответственно, нужно чем-то снять и куда-то положить крышу, затем слить все жидкости (а их несколько разных), затем разъединить все трубопроводы, демонтировать один за другим панели радиаторов, продуть и далее в обратном порядке... Нормально?
6. А количество контуров охлаждения на "Армате"прибавилось. Например, для обеспечения требуемых параметров по мощности, требуется охлаждать наддувный воздух (при увеличении давления, как мы помним из курса физики, он нагревается) - соответственно появился еще один контур охлаждения.
Двигатель 2В-12-3А танка "Армата"

7. Практически все, кто так или иначе эксплуатирует автомобили с дизельными двигателями знают, что качество солярки у нас мягко говоря "не того". В армии эта проблема усугубляется на порядки в следствии извечной бесхозяйственности, безответственности и прямого воровства. Поэтому примем за аксиому, что соляра в нашей армии - говно. Из этого проистекает проблема чисток и замены форсунок. Напомню, на 2В-12-3А половина цилиндров снизу. К верхним тоже просто так не подобраться из-за того что сверху на двигателе сидит блок радиаторов. Как обслуживать форсунки? В чистом поле можно конечно подогнать БРЭМ, а в парке, в боксах, чем выдергивать моноблок? Куда его ставить для обслуживания да так, что б можно было подобраться как сверху, так и снизу? Куда складывать снятые агрегаты?
8. На 2В-12-3А стоит 16 свечей, причем весьма дерьмовеньких (а потому что других у нас нет!). Соответственно, те же проблемы что и по п.6.
9. В трансмиссии "Арматы" имеется ГОП. Для его работы нужно специальное масло со специфическими требованиями к очистке и вязкости. Еще на танке Т-95, где так же в состав МТО входил ГОП, было разделение масляных контуров трансмиссии и ГОП. Но на Т-14 почему-то от этого отказались и, соответственно поимели кучу проблем. Для их решения контуры пришлось разделять, а МТУ перекомпоновать. Проблему решили. Но что будет в условиях реальной эксплуатации? В том смысле что встает проблема обеспечения еще одним видом ГСМ, причем весьма требовательным по качеству. Вспоминаем историю с Т-64, двигатель 5ТДФ которого так же требовал весьма специфичного масла, ну и делаем выводы...
10. Плановые ТО, как правило, все подразделение выполняет одновременно соответственно встает вопрос в обеспечении грузоподъемными механизмами и местами для временного складирования демонтированных деталей и узлов. БРЭМов и МТО на всех разом - ненапасешся!

Думаю, что без разрешения этих вопросов нормальная войсковая эксплуатация машин на платформе "Армата" будет невозможна. Однако, какое-то количество машин уже находится на войсковой эксплуатации. Ну, во всяком случае по заявлениям ряда официальных лиц в СМИ. Интересно, как это все осуществляется на практике? Если кто-то что-то может конкретно сказать по этому поводу - приглашаю к обсуждению на форуме "Сила России"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.