Программа "Арсенал" на радио "Эхо Москвы".
в гостях:
Вячеслав Халитов
зам. директора ОАО НПК "Уралвагонзавод" по спецтехнике
Ведущие:
Александр Куренной, Анатолий Ермолин, Алексей Нарышкин
А.Нарышкин― Добрый вечер, программа «Арсенал»,
сегодня в усеченном составе — Александр Куренной и Алексей Нарышкин.
ее ведут Наш сегодняшний гость – Вячеслав Халитов, зам.директора
«Уралвагонзавода» по спецтехнике. Говорим сегодня, пытаемся ответить
на вопрос, какую спецтехнику покажут на выставке RussiaArmesExpo,
я так понимаю, это крупнейшее в России оружейное мероприятие в этом
году. И будет оно?
В.Халитов― В сентябре.
А.Нарышкин― Совсем рядом?
В.Халитов― В Нижнем Тагиле.
А.Нарышкин― Замечательно. Где как раз находится «Уралвагонзавод».
А.Куренной― Поговорим, что мы покажем. У нас в этом году на параде «Армата» прошла, многие ее видели. Понятно, что наверняка она там представлена будет. А что кроме нее?
В.Халитов― Надеюсь, что будет.
А.Нарышкин― Еще не факт? Почему такая неуверенность?
В.Халитов― Во-первых, хотел бы вас поблагодарить за то, что вы пригласили меня в очередной раз. И уверен, что юбилейная, 10-я выставка, которая пройдет в Нижнем Тагиле, это выставка вооружений, ракет и боеприпасов, она будет уникальная по-своему, и мы предложим совершенно новую демонстрационную программу. Сейчас уже заявилось на выставку более 30предприятий, но процесс идет, международных и иностранных предприятий. Российских более 200. Всего будут участвовать, по нашим ориентировочным подсчетам, только в демонстрационной программе более ста образцов техники, не говоря уже о стационаре.
А.Нарышкин― Демонстрационная программа – на полигоне?
В.Халитов― Это динамический показ техники непосредственно на полигоне. То есть, это будет живая стрельба вооружений и военной техники. Мы в 2013 г. впервые показывали по элементам тактический бой, а в этом году у нас планируется совершенно уникальная программа, мы хотим показать общевойсковой бой усиленной ротной тактической группы. То есть, это от начала и до конца будет общевойсковой бой. Вот этой группировки.
А.Нарышкин― Вы сказали, что 30 заявок поступило от зарубежных партнеров. Насколько интернациональной будет эта выставка, не могли бы вы назвать страны?
В.Халитов― Это Европа, Азия, другие государства.
А.Нарышкин― Британия будет?
В.Халитов― Пока нет.
А.Нарышкин― США?
В.Халитов― Нет.
А.Нарышкин― Франция?
В.Халитов― Будет.
А.Нарышкин― Германия?
В.Халитов― Да, есть заявки от различных предприятий Франции. Германии.
А.Нарышкин― То есть, несмотря на санкции?
В.Халитов― Участие, конечно, предусматривается. И более того, и делегации их будут, уже тоже заявляются.
А.Нарышкин― 30 компаний это максимум, на что мы будем рассчитывать?
В.Халитов― Почему? Площадь позволяет размещать достаточно большое количество предприятий.
А.Нарышкин: В.Халитов― Я не про площадь, а про сроки.
А.Нарышкин― думаю, срок завершения приема заявок предположительно 25 августа.
А.Куренной― Время еще есть.
В.Халитов― Время еще есть.
А.Нарышкин― Американцы, слышите?
В.Халитов― Можете заявляться. На танковый биатлон не приехали, так может быть, хоть на выставке что-нибудь покажете.
В.Халитов― Это смешанные машины, это не танковый бой, а общевойсковой. То есть, это будет тактическая группа, это усиленная мотострелковая рота, усиленная танками, это будут БМП, это будет усилено различными вооружениями, техникой различных видов родов войск, артиллерией, авиацией. Это будут вертолеты, самолеты, тяжелые огнеметные системы.
А.Куренной― Но стрелять-то не будут по-настоящему?
В.Халитов― Системы залпового огня — все это будет. Безусловно, в движении, все это будет вести огонь, все это будет взаимоувязано в едином управлении, взаимодействии. Вот такой общевойсковой бой. Будут обязательно разведывательные средства.
А.Куренной― Противник условный?
В.Халитов― Конечно. Это мишени. Это мишенное поле, мишенная обстановка, которая будет заранее задана. Мы будем уничтожать условного противника, незаконные вооруженные формирования.
А.Нарышкин― Вы сказали про «Армату» неуверенно — вы надеетесь, что танки будут показаны на RussiaArmesExpo в Нижнем Тагиле. Почему такая неуверенность, боитесь, что он заглохнет так же, как на репетиции парада?
В.Халитов― Уверенность есть, и она зависит не от нас, к сожалению. Дело в том, что это вооружение принадлежит Минобороны РФ. И в соответствии с постановлением о проведении выставочных мероприятий в РФ, право на демонстрацию того или иного образца на выставке имеет право Минобороны. Мы сейчас, безусловно, подготовили все разрешительные документы, которые должен подписать министр обороны и ждем, буквально со дня на день, должно быть такое разрешение.
А.Нарышкин― От чего зависит, хочет Минобороны показывать, или не хочет?
В.Халитов― Это от многих факторов зависит.
А.Нарышкин― Но уже показывали на параде Победы?
В.Халитов― Безусловно. Но там идет мировая премьера, эта выставка все-таки демонстрация и рассказ о самой машине. Ведь на параде о машине никто ничего не рассказывал, характеристик.
А.Нарышкин― А комментаторы по телевизору?
В.Халитов― Об этом должен рассказать тот, кто занимается этой машиной, прежде всего, специалист. Показать делегациям, которые прибудут на выставке. А по Красной площади, что? – она проехала, видели все издалека, вроде машина. А там это будет специально созданный павильон, в который будут приглашаться делегации, им будет разъясняться, что это за машина, ее концепт, некоторые характеристики, которые возможно предоставить в данном случае и разрешит Минобороны. Это целый процесс, это не просто так.
А.Нарышкин― Мы говорим про «Армату» и другую технику?
В.Халитов― Мы подали заявку на все перспективные образцы, и «Армата», 14-й танк, и боевая машина пехоты Т-15 и «Коалиция СВ», это перспективный артиллерийский комплекс, кстати, который тоже был на параде. Но я бы хотел немножко поправить – вы сказали, что заглох, хотел бы развеять все эти разговоры.
А.Нарышкин― Давно пора.
В.Халитов― Во-первых, машина не заглохла, машина остановилась.
А.Нарышкин― Так и надо было?
В.Халитов― Ну, так, наверное, не надо было, но человеческий фактор никто не отменял.
А.Нарышкин― Не туда нажали, не на ту педаль?
В.Халитов― Во-первых, нам Минобороны при подготовке к параду поставило жесткие условия, что механики-водители должны быть срочники. На машину, опытный образец, которая впервые готовится на парад, мы должны были за два месяца подготовить механиков-водителей, чтобы они себя абсолютно уверенно чувствовали. Мы должны были на машине, которая проходит только испытания, то есть трудностей было достаточно много. Но, тем не менее, мы с этой задачей справились. И при этом – я не считаю, что это какая-то такая из ряда вон выходящая ситуация — остановка машины.
А.Нарышкин― То есть, на параде был человеческий фактор, не технический?
В.Халитов― Это был на сто процентов человеческий фактор. Подбор личного состава осуществлялся, но у всех же разная психика. Ну, парнишка, молодой парень выехал, переволновался, немножко не на ту педаль нажал. У нас там коробка-автомат. Он нажал на тормоз вместо газа, начал выравнивать машину по линии, тем более, перед Мавзолеем, хотел как лучше.
А.Нарышкин― Парнишку не посадили. С ним все нормально?
В.Халитов― Да вы что? Я его видел, нормально служит. Это человеческий фактор, на это не стоит прямо так заострять внимание и из этого раздувать что-то из ряда вон выходящее. Это, во-первых, тренировка. Самое главное – обеспечили 9 мая, парад, когда все наблюдали за этим действом. Вот это главное обеспечили. А тренировка она для этого и делается, чтобы на ней какие-то нюансы учитывать, какие-то такие моменты. Поэтому здесь это человеческий фактор.
А.Нарышкин― В каком сейчас состоянии «Армата», доведена ли она до ума, готовы ее поставлять в наши вооруженные силы?
В.Халитов― Сейчас «Армата», в соответствии с этапами опытно-конструкторской работы, проходит испытания. Мы надеемся, что эти испытания завершатся успешно и уверены в том, что они завершатся успешно.
А.Нарышкин― В каком году?
В.Халитов― И начиная, думаю, с 2018 года, пойдет уже серия машин.
А.Нарышкин― Есть какой-то предварительный заказ, сколько нужно?
В.Халитов― Конечно. Мы опытную партию для парада как раз готовили, это уже малосерийное производство.
А.Нарышкин― На параде было 12 машин?
В.Халитов― На параде мы готовили 24 машины. Двенадцать Т-15 и двенадцать Т-14.
А.Нарышкин― А хотят около ста всего?
В.Халитов― На самом деле эта цифра закрытая, но Министерство обороны обеспечит плавный вход в серийное производство этой машины, это очень правильно и с точки зрения постановки на производство. Если раньше мы долго ждали, когда машина пройдет все виды испытаний, примут ее на вооружение и потом только начинаем готовить производство, сейчас этот процесс идет параллельно. Мы параллельно испытываем машину, доводим ее окончательно до всех требований, чтобы она соответствовала всем требованиям, заданным Минобороны, и параллельно готовим производство.
А.Нарышкин― И с 2018 года?
В.Халитов― Уже войдет в серию.
А.Нарышкин― Замечательно.
А.Куренной― Со времени нашей прошлой программы уже и посмотреть успели на «Армату», покрутили со всех сторон, фотографии специалисты обсуждают. Может быть, уже можно что-то новенькое нам рассказать, какие в ней новации применены? Кроме коробки-автомата?
А.Куренной― Танк-невидимка?
В.Халитов― Да, по сути, мы сделали танк-невидимку. Вторая система — это система противодействия попаданию в машину. Для этого мы применили три активные системы. Прежде всего, это технология хард-килл, технология софт-килл, то есть, это технологии физического уничтожения подлетающей цели, это активная защита типа «Арена», безусловно, с другими характеристиками. Она, по сути, обнаруживает и уничтожает подлетающий боеприпас. Причем, номенклатура…
А.Нарышкин― Как она успевает уничтожить?
В.Халитов― Успевает. Мы добились характеристик. Навстречу вылетает боеприпас, который уничтожает подлетающий боеприпас. Есть специальные установки, предназначенные для того, чтобы при подлете боеприпаса его уничтожать.
А.Нарышкин― Любые боеприпасы, с земли и с воздуха?
В.Халитов― Любые. Начиная с выстрела ручного противотанкового гранатомета и заканчивая уже практически бронебойно-крупнокалиберным снарядом.
А.Нарышкин― То есть, это неубиваемый танк?
В.Халитов― Ну, так нельзя говорить. Во-первых, ограниченное количество таких боеприпасов, когда-то они все равно заканчиваются, их же бесконечно возить невозможно. Вторая технология это «софт-килл», технология, которая позволяет нам установить преграду при подлете боеприпаса. Например, выстреливанием аэрозольного специального облака, которое позволяет полностью скрыть силуэт машины. Там есть металл, в этом облаке, и при лазерном облучении этого облака уже невозможно замерить дальность до нашего танка, а значит, невозможно и задать траекторию полета ракеты или какого-то боеприпаса.
А.Нарышкин― То есть, есть защита танка, когда снаряд уже летит, а есть защита, когда только на тебя наводят.
В.Халитов― Да, только пытаются тебя обнаружить. Как только пытаются нас обнаружить мы на это уже реагируем.
А.Нарышкин― Вы сказали, что есть третья степень защиты.
В.Халитов― Есть еще электромагнитная защита. Эта защита предназначена для дистанционного подрыва боеприпасов, у которых есть магнитометрические датчики, взрыватели. То есть магнитные датчики устанавливаются на мины или на боеприпас. Вы знаете, что танк это тоже своеобразное магнитное поле, они на него реагируют и подрывают. Так вот мы создали систему, которая заранее подрывает такой боеприпас. Обнаружит его, даже если он зарыт в земле, все равно его система обнаруживает и заранее подрывает эту мину или боеприпас. Вот три активные системы защиты. Третья система это, безусловно, система противодействия уже поражению машины, непосредственно. Предположим, что все две системы боеприпас все-таки преодолел и попал в машину. Так вот система противодействия поражения это, безусловно, уникальная на сегодня, пожалуй, такого в мире нет, — это уникальная совершенно броня. Наша уральская броня, разработанная специально для этой машины. И второй момент – это, конечно, съемно-модульные защитные устройства, в которых находится динамическая защита нового поколения.
А.Нарышкин― Это такие коробочки вешаются?
В.Халитов― Да, это такие коробочки, в которых есть специальное взрывчатое вещество. При попадании боеприпаса это вещество срабатывает и уничтожает боеприпас, он просто разваливается.
А.Нарышкин― Но все равно же какой-то определенный урон наносит?
В.Халитов― Конечно, наносит, но меньше. И наконец, четвертая система — это система живучести самой машины. Предположим, что все-таки боеприпас преодолел все эти системы и попал в машину. У нас есть система противопожарная, оборудование, позволяющее нам эффективно тушить возникающий внутри машины пожар. У нас есть система противоатомной защиты.
А.Нарышкин― Как можно защититься от атомов?
В.Халитов― Это создание внутри машины избыточного давления, чтобы туда не попадали радиоактивные вещества. То есть, это закрываются жалюзи, закрывается клин-затвор. То есть, танк становится абсолютно герметичным, и более того, внутри него создается давление воздуха, которое не позволяет радиоактивным веществами попадать в машину.
А.Нарышкин― А дышать там будет, чем?
В.Халитов― Конечно.
А.Куренной― А насколько рассчитано время пребывания в танке в герметичном режиме?
В.Халитов― Это закрытая информация, но достаточно эффективная система на самом деле. Также мы применяем специальные защитные чехлы внутри машины из ткани типа кевлар, которая защищает от осколков. Ведь когда попадает боеприпас в машину, не пробивая броню, то мелкие осколки отлетают от внутренней стороны брони и, к сожалению, поражают экипаж. Так вот, чтобы они не разлетались внутри машины, мы применяем специальный защитный чехол из ткани кевлар. Это специальная ткань.
А.Нарышкин― Внутри?
А.Куренной― Как обивка.
В.Халитов― Да, в виде обивки, если можно так сказать.
А.Нарышкин― Вопрос от Дмитрия Мезенцева – сколько членов экипаж может находиться внутри танка?
В.Халитов― Три члена экипажа у нас сейчас. Наварное, все уже знают об этом, находятся они в некоем забронированном пространстве.
А.Нарышкин― Капсуле?
В.Халитов― Ну, можно так условно сказать — капсула, отделенная от боеприпасов, от топлива. Поэтому у нас экипаж фактически защищен полностью. Сейчас уже говорить о том, что низкая выживаемость экипажа, уже не приходится. У нас очень высокая выживаемость экипажа.
А.Нарышкин― Еще несколько вопросов про «Армату»: сколько стоит «Армата»?
В.Халитов― Это коммерческая тайна.
А.Нарышкин― Да ладно вам. Бесценная?
В.Халитов― Она не стоит больше, чем любой зарубежный танк, это точно.
А.Нарышкин― Ну, допустим. А сколько стоит зарубежные танки?
В.Халитов― От 8 до 12 миллионов долларов.
А.Нарышкин― И «Армата» стоит не дороже?
В.Халитов― Не дороже любого зарубежного танка.
А.Нарышкин― Которая идет в серию?
В.Халитов― Которая идет в серию. И хотел бы добавить, что при постановке и выходе на крупносерийное производство она будет еще дешевле.
А.Нарышкин― Логично, наверное. И еще вопрос: «Зачем танку автоматическая коробка передач? Чтобы лучше застревал в грязи?» — Андрей спрашивает.
В.Халитов― Во-первых, это не так. У нас есть определенные требования со стороны Минобороны, мы должны создавать определенную систему управления машины. Танк должен быть легок в управлении, легко обучаемый. У нас же разные приходят люди в войска. Поэтому, плюс еще есть определенные характеристики по подвижности. Во-первых, у нас создан силовой блок – это мощный дизельный двигатель и с ним трансмиссия автоматическая, а также гидрообъемная передача, которая позволяет осуществлять очень плавно повороты машины. А в целом это все влияет, в том числе, как ни парадоксально, и на точность стрельбы, на какие-то другие эргономические вещи, то есть экипаж себя более комфортно чувствует при длительных переходах, например. То есть у нас заданы определенные требования по подвижности. Чтобы эти требования выполнить мы перешли именно к коробке-автомату.
А.Нарышкин― Вас спрашивали про топливо, — это дизель?
В.Халитов― Конечно, это дизельное топливо.
А.Нарышкин― И максимальная скорость у «Арматы»?
В.Халитов― Это тоже закрытая информация. Если взять в процентном отношении, то нужно говорить о приращении скорости на 25-30% по отношению к тому, что сейчас имеет наш танк Т-90.
А.Нарышкин― Ничего не понимаю. Что сейчас имеет танк Т-90?
В.Халитов― Слушатели посчитают, если поинтересуются. А.НАРЫШКИН: Зайдут в «Википедию». Сделаем небольшой перерыв и вернемся в программу.
НОВОСТИ
А.Нарышкин― Продолжаем программу. Мы собирались говорить о выставке RussiaArmesExpo, которая пройдет в Нижнем Тагиле в сентябре, но проговорили всю первую часть программы про «Армату».
А.Куренной― И не все секреты раскрыли.
А.Куренной― Говорит радостно, потому что такую информацию про «Армату» еще не сообщали, которую мы сегодня выдаем. Поговорили про двигатели, а про вооружение, если можно, немножко подробнее – новые ли стоят системы, или что-то есть из прежнего, и какие новации?
В.Халитов― На машине установлен боевой модуль, необитаемый. Это впервые сделано в танкостроении. Причем, этот модуль дистанционно управляемый.
А.Куренной― В нашем танкостроении, или вообще?
В.Халитов― Вообще. Вообще, история здесь такова – если уже говорить об истории, и вы задали такой вопрос. Конечно же, рисовали эскизы в разные времена различные конструкторы. У нас даже есть на «Уралвагонзаводе», в нашем музее, есть один из конструкторов Уральского КБ, он нарисовал такой эскиз: на фоне Т-34 нарисовал с низкопрофильной башней танк. Очень похожий, кстати, на то, что мы сейчас создаем. Были, конечно, образцы и от наших зарубежных коллег, в частности, это М-1, блок 3, это 80-е годы, это «Абрамс», тоже была попытка создать но дальше прототипа или демонстратора они не пошли.
Опять же, мы совершенствовали 88, это тоже очень похожий на сегодняшнюю «Армату». В начале 80-х, в советские времена, создавались такие объекты, как, например, 490-А, тоже похожий объект, но отличается тем, что там низкопрофильная башня и все-таки экипаж там так не разделен, как у нас. На самом деле такова история. Можно перечислять и дальше, но сути это не меняет. Я всегда говорю: покажите в металле, реальную, боевую машину, которая способна выполнять задачу. А рисовать сейчас может и школьник разное расположение.
А.Нарышкин― Необитаемый модуль – это мы про башню говорим?
В.Халитов― Не совсем про башню. Это как раз не башня. Башня это обитаемый боевой модуль, там находится экипаж.
А.Нарышкин― Башня это штука, которая крутится?
В.Халитов― Нет, это как раз боевой модуль, он необитаемый. То есть, там нет людей.
А.Нарышкин― А раньше были?
В.Халитов― Раньше были. В башне как раз находился экипаж, — наводчик и командир. Сейчас они все находятся в забронированном пространстве, в капсуле, как вы говорили, и дистанционно управляют боевым модулем. В этом боевом модуле только непосредственно мушка, — кстати, пушка совершенно новая, разработана под эту машину, и она стреляет не только современными. Но и перспективными боеприпасами повышенного могущества. Пушка 125 мм. С не спарен пулемет 7-62, также имеется дистанционно управляемая пулеметная установка. Мы можем сделать ее в нескольких вариантах. В варианте, когда она более высокого калибра, 12,7 или калибра 7,62. Она спарена с панорамным прицелом командира. У нас высокоавтоматизированная установлена система всепогодная и всесуточная, система управления огнем. Причем, она выполнена на таких, я бы сказал, очень высокопроизводимых бортовых специальных вычислительных комплексов, которые позволяют нам в автоматическом режиме обнаруживать цель, распознавать ее, сопровождать, — ну, весь процесс по уничтожению цели на сегодняшний день автоматизирован. Мы даже уже подумываем о том, чтобы сократить экипаж. То есть, мы настолько автоматизировали все эти процессы, что мы подумываем о том, чтобы в перспективе сделать экипаж из двух человек.
А.Нарышкин― А сделать «Армату» радиоуправляемой вообще, в перспективе?
В.Халитов― В перспективе, конечно, мы рассматриваем. Вообще в «Армате» установлена информационно-управляющая система, которая позволяет, в общем-то. Мы же сейчас дистанционно управляем модулем, внутри машины экипаж дистанционно управляет модулем через каналы технического зрения, другие электронные каналы. Почему нет? Пожалуйста, радиоуправляемый – это будет первый тяжелый робот. Это все в перспективе возможно.
А.Нарышкин― То есть, этот вариант рассматривается и обсуждается.
В.Халитов― Обсуждается.
А.Куренной― Что касается пушки — остался в проекте вариант оснащения «Арматы» 152-мм пушкой?
В.Халитов― Безусловно, мы рассматриваем и такой вариант. Вообще уникальность этой машины заключается в том, что мы, не меняя никаких размеров, то есть, сильно не влезая в конструкцию, можем поставить любой модуль — 152-мм, 30-мм модуль. Мы можем поставить артиллерийский комплекс, к примеру, такой, как на «Коалиции» стоит, можем даже зенитно-ракетный комплекс поставить, не меняя серьезно всю платформу. Вы понимает, что «Армата» это платформа, по своей сути, на которой можно установить любое вооружение на сегодня.
А.Нарышкин― На «Армате» Т-14 есть какие-то средства, которые позволяли бы сбивать воздушные цели, может быть, планируется их туда поставить на всякий случай?
В.Халитов― Можно, конечно, создать монстра, чтобы в нем было все – и артиллерия, и зенитно-ракетный комплекс, танк, — все сразу функции заложить в одной машине.
А.Нарышкин― И чтобы еще торпеды пускала.
В.Халитов― Да. Но это больше будет похоже на бронепоезд, со всеми функциями. Нет, в этом смысла нет. У нас прекрасные зенитно-ракетные комплексы, которые способны защитить нас от воздушного противника в любом общевойсковом бою. Поэтому нет смысла нагружать эту машину, она будет перегружена, и в конечном итоге, будет очень дорогая. Лучше создать какое-то отдельное эффективное средство по борьбе с воздушными целями, нежели повесить все это на танк. Хотя у нас дистанционно управляемая установка способна работать с малоразмерными воздушными целями.
А.Нарышкин― Саша из Петербурга возвращает нас к параду Победы. Боевой модуль на параде на «Армате» был настоящий, или это был макет?
В.Халитов― Я вот такой группе, картонно-веревочной, сразу хочу ответить: мы приглашаем всех на выставку в Нижний Тагил, вы можете любыми частями своего тела потрогать, что это была настоящая машина.
А.Нарышкин― Так это она сейчас настоящая.
В.Халитов― И на 9 мая она была абсолютно настоящая. Это могут подтвердить десятки, даже сотни военнослужащих, которые эксплуатировали эту технику.
А.Нарышкин― То есть, «Уралвагонзавод» сейчас в эфире опровергает слухи о картонности и фанерности «Арматы»?
В.Халитов― Однозначно. Это все домыслы и вымыслы.
А.Нарышкин― Ну, полегчало.
В.Халитов― К сожалению. Не очень добрых людей.
А.Куренной― А гусеничная база осталась такой же, как у Т-90, или принципиально другая? И как с ходовыми качествами? Т-90 был традиционно удачный танк для нашей техники в этом плане. А «Армата»?
В.Халитов― У «Арматы» характеристики по подвижности еще лучше. Они выросли, и объясню, почему. Во-первых, вы видите уже 7 – это семикатковое шасси. Семь катков это, безусловно, улучшаются характеристики плавности хода, преодоление препятствий. Гусеница, безусловно, уже выполнена в немножко другом профиле. То есть, мы увеличили некоторые характеристики, связанные с сцеплением с грунтом, и так далее. Поэтому, безусловно, характеристики по подвижности выше, чем на Т-90, и это ощутили, кстати, и механики-водители, которые даже в эфир, в том числе, 9 мая, об этом говорили. Им сама машина понравилась, кто-то даже сказал, что это танк-дракон, которого надо обуздать.
А.Нарышкин― Спрашивают про конкурентов «Арматы», есть ли они, или «Уралвагонзавод» изобрел нечто совершенное?
В.Халитов― На сегодня нельзя говорить о том, что впрямую у «Арматы» есть какой-либо конкурент, безусловно, мы вырвались вперед и сейчас это совершенно новая машина, она превосходит по характеристикам все имеющиеся аналоги в мире. Поэтому как можно говорить о конкурентах? Мы сейчас впереди, сейчас у нас по факту конкурентов нет.
А.Нарышкин― Капитан Колесников спрашивает, кто разрабатывал средства связи и радиоэлектронной борьбы для танка «Армата»?
В.Халитов― На танке «Армата» на сегодня установлен абсолютно адаптированный и интегрированный с системой автоматизированной управления тактического звена. То есть, у нас стоит программно-технический комплекс, это целый комплекс. Там и система навигации, причем, инерциальная система навигации, спутниковая, — то есть, мы продублировали. У нас стоит абсолютно совершенные средства связи, которые интегрированы в общую систему автоматизированную управления тактическим звеном. То есть сейчас у нас танк не брошен, он находится внутри боя, — его все видят, его все видят. Это некая интеграция, которая позволяет нам очень эффективно организовать управление этими танковыми подразделениями и мотострелковыми и взаимодействие. Раньше такие вещи были затруднены.
А.Нарышкин― Опытные образцы «Арматы» собрали целиком из российских компонентов, или там какие-то составляющие, может быть, украинские, китайские?
В.Халитов― Нет, у нас сто процентов ничего нет украинского.
А.Нарышкин― И не было, и не планировалось?:
В.Халитов― И не было, и не предполагалось.
А.Нарышкин― Есть зарубежные детали?
В.Халитов― Небольшая доля, но не влияющая.
А.Нарышкин― Откуда?
В.Халитов― В основном это электронно-компонентная база.
А.Нарышкин― Откуда?
В.Халитов― Ну, это Европа была, это были и Штаты. Но сейчас, во-первых, у нас есть план импортозамещения, он последовательно выполняется.
А.Нарышкин― «Уралвагонзавод» ведь попал под санкции?
В.Халитов― Тем более. Но санкции на нас сильно не повлияли, потому что мы тут же выстроили другую логистику.
А.Нарышкин― Так все говорят.
В.Халитов― Но это правда. Вы понимаете, если бы это было не так, мы бы сейчас просто остановили производство. Но мы на сегодня более 1400 единиц техники делаем в интересах Минобороны РФ, уже почти 70% из этого количества мы сдали. О какой остановке производства и санкциях может идти речь? Мы почти 250 с лишним контрактов выполняем в интересах Минобороны. И все это идет, никаких срывов нет. Пожалуйста, мы приглашаем вас на любое предприятие, у нас более 30 предприятий завязаны на гособоронзаказ. Покажем, что работа идет и не останавливается.
А.Куренной― Немножко о другой технике. БМП на базе «Арматы» получилось гораздо шире, чем аналогичные наши образцы. Не создает ли это трудности для ведения боя в городских условиях, в селах, где не такие широкие улицы, и с транспортировкой этой машины – она влезает на существующие тягачи, или под нее что-то специальное надо создавать?
В.Халитов― Во-первых, я бы хотел сказать об уникальности этой машины следующее: тяжелая БМП она равно подвижная и равно защищенная танку «Армата». Это очень важный момент. Простой пример: если раньше водной боевой линии шли тяжелый танк с противоснарядной броней и рядом шло БМП с противопульной броней, — о какой эффективности применения двух абсолютно неравнозначных средств можно было говорить? Если сейчас, в тех условиях урбанизированных, о которых вы говорите, — городские условия, — пустить эти две рядом машины, то они в разы покажут выживаемость и живучесть самих машин. А самое главное, эффективность их применения. Ширина улиц здесь точно ни при чем. У нас такие узкие улочки где-нибудь на Ближнем Востоке можно, наверное, рассматривать, но мы туда вроде как не собираемся. Поэтому смысл говорить о ширине и что там не пройдет тяжелая БМП, нет, конечно. То, что касается перемещения этих машин, что танк, что БМП, они по габаритам заданы так, что они не превышают габариты ни перевозки железнодорожным транспортом, ни воздушным, ни водным, — все это в рамках пределов габаритов, которые нам определило Минобороны. Согласитесь, не стоит переделывать инфраструктуру театра военных действий, мосты, к примеру, под «Армату».
В.Халитов― Представляете, если все начнут перестраивать мосты, потому что «Армата» вдруг потяжелела?
А.Куренной― Что касается машины поддержки танков «Терминатор» — когда создавали «Армату» делали какие-то специальные между ними коммуникационные возможности, приспосабливали ли «Армату» под возможность поддержки ее «Терминатором»?
В.Халитов― На самом деле вы затронули очень интересную тему. Это тема перспективной системы будущего. Мы о ней как-то говорили, затрагивали. Сейчас для того, чтобы создать эффективную боевую систему, надо ее делать по принципу синергии. То есть, это в одном целом объединяются какие-то составные части, но если их объединить, они дают синергетический эффект. Вот здесь, исходя из этой теории синергетического эффекта мы, безусловно предполагаем, что «Армата» будет, совместно с тяжелой БМП и совместно с боевой машиной огневой поддержки типа «Терминатор», который тоже мы предполагаем сделать на платформе «Армата», она будет, конечно, давать приращение боевого потенциала любого подразделения. Назовем все эти объединяемые части боевым модулем, к примеру. Этот боевой модуль будет гораздо эффективнее, чем сейчас вот эти объединения, различные роты мотострелковые, танковые роты. Танкисты и мотострелки встречаются только на поле боя, рядом друг с другом. Это по факту так. А так был бы боевой модуль, у которого была бы своя программа подготовки этого модуля, безусловно. И это была бы, конечно, более эффективная боевая система.
А.Нарышкин― К выставке RussiaArmesExpo вернемся. Опять об «Армате» — вы ее будете показывать всем и на это мероприятие будут приглашены зарубежные гости. «Армату» можно сейчас продавать за границу?
В.Халитов― Пока нет. Дело в том, что наши потенциальные зарубежные заказчики ставят несколько условий по продаже, безусловно, это любое изделие, не только танк, должно быть, прежде всего, принято на вооружение. Когда принято на вооружение в ВС РФ, тогда они берут. А так, пока образец проходит испытания, речи не может идти о каком-то экспортном потенциале. Ну, мы и не будем торопиться, здесь нет смысла торопиться. У нас прекрасные экспортные образцы Т-90, модернизированные, «Терминатор».
А.Нарышкин― И хорошо расходятся?
В.Халитов― Конечно. У нас есть контракты, долгосрочные. Самый продаваемый танк на сегодня. Мы по экспорту Т-90 опережаем всех, безусловно.
А.Нарышкин― Сколько уже танков продали за границу?
В.Халитов― наверное, если навскидку, более двух тысяч.
А.Нарышкин― Это много?
А.Куренной― Конечно.
В.Халитов― Это очень много.
А.Нарышкин― Хорошо, поздравляем вас. Вы сказали, что 250 контрактов вы выполняете для Минобороны. А зарубежных сколько контрактов?
В.Халитов― Около 40.
А.Нарышкин― А это много?
А.Куренной― Тоже, конечно.
А.Нарышкин― Солидно. На выставке собираетесь соглашения новые подписывать?
В.Халитов― Надеемся. Мы ждем делегации и надеюсь, что при разрешении Минобороны демонстрации «Арматы», у нас достаточно много будет иностранных делегаций.
А.Нарышкин― То есть, приедут смотреть на «Армату», а вы заодно еще что-то предложите?
В.Халитов― Безусловно. Этот процесс не останавливается, он постоянен. У нас постоянно, каждый месяц, встречи какие-то с потенциальным заказчиком, мы показываем свои изделия. Выставка – это концентрация всех изделий в одном месте. А мы постоянно проводим эту работу. К нам прилетают делегации, мы их везем в Нижний Тагил, на другие предприятия.
А.Куренной― Интересно, как у вас идет дело с выполнением гособоронзаказа? Понятно, что экономическая обстановка непростая, санкции, надо было перенастраивать логистику, — успеваете в срок?
В.Халитов― Недавно был день военной приемки, на которой присутствовал президент РФ, мы там отчитались в очередной раз о досрочной поставке вооружения и военной техники в войска. Если помните, мы на вашей передаче говорили о том, хорошо это, или плохо. Благодаря тому, что Минобороны заключает с нами долгосрочные контракты, мы можем очень эффективно планировать хозяйственную деятельность предприятия. И благодаря этому можем наладить кооперацию с предприятиями. Мы сейчас уже вышли на такой ритм, который нам позволяет досрочно поставлять технику. Речь идет, в частности, о танках Т-72 Б3, модернизированных танках Т-72, Б-1. И другие контракты мы тоже выполняем в срок. И уверен, что выполним гособоронзаказ в соответствии с подписанными контрактами.
А.Нарышкин― Можете спрогнозировать, 2015 год для «Уралвагонзавода» будет самым тяжелым за последнее десятилетие по финансовым показателям?
В.Халитов― Есть проблемы, связаны они больше с гражданской тематикой. Вы знаете, что у нас и по железнодорожным вагонам объем у нас немножко снизился. Есть проблемы по реализации гражданской продукции. Но в целом, благодаря тому, что существует баланс – у нас предприятия так созданы, что у нас есть и гражданская продукция на предприятии, и продукция военного назначения. И мы балансируем: если что-то где-то вырывается вперед, что-то находится на определенном уровне. Этот баланс нам позволяет сдерживать финансово-экономическую ситуацию на всех предприятиях, в корпорации в целом, поддерживать предприятия, которые отстают. Но нельзя забывать о том, что у нас колоссальная государственная поддержка. Сейчас уже есть договоренность о том, что мы получаем государственную поддержку в связи с кризисом, в связи с тем, что корпорация введена в список по санкциям. Мы получаем сейчас господдержку. И это нам позволит, думаю, получить положительные для нас экономические показатели. Но производство не останавливалось ни на день.
А.Нарышкин― Говорят, что у вас укороченный рабочий день?
В.Халитов― Да, действительно, мы были вынуждены по железнодорожной тематике, — это гражданский сектор, не военный, — вынуждены были отправить часть в отпуска. Но это небольшая часть. Вот костяк общепроизводственных рабочих мы сохраняем, это точно. Он никуда не девается. Это наши люди, они преданы своему делу, они остаются. Вы знаете, что наш уральский характер позволяет нам преодолевать все трудности. Поэтому я абсолютно уверен, что наступят лучшие времена.
А.Куренной― А как расшифровывается «Армата», почему ее так называли?
В.Халитов― Все говорят по-разному. Кто-то говорит, что это орудие древности. А мне нравится, например, «арм» — сила, «ата» — отец. «Сила отцов», или «сила предков» – тоже красиво звучит.
А.Нарышкин― Все по-разному. Танк-загадка. Ну и здорово. Напомню, у нас в гостях был Вячеслав Халитов, зам.директора «Уралвагонзавода». Спасибо, до свидания.
В.Халитов― До свидания.
В.Халитов― В сентябре.
А.Нарышкин― Совсем рядом?
В.Халитов― В Нижнем Тагиле.
А.Нарышкин― Замечательно. Где как раз находится «Уралвагонзавод».
А.Куренной― Поговорим, что мы покажем. У нас в этом году на параде «Армата» прошла, многие ее видели. Понятно, что наверняка она там представлена будет. А что кроме нее?
В.Халитов― Надеюсь, что будет.
А.Нарышкин― Еще не факт? Почему такая неуверенность?
В.Халитов― Во-первых, хотел бы вас поблагодарить за то, что вы пригласили меня в очередной раз. И уверен, что юбилейная, 10-я выставка, которая пройдет в Нижнем Тагиле, это выставка вооружений, ракет и боеприпасов, она будет уникальная по-своему, и мы предложим совершенно новую демонстрационную программу. Сейчас уже заявилось на выставку более 30предприятий, но процесс идет, международных и иностранных предприятий. Российских более 200. Всего будут участвовать, по нашим ориентировочным подсчетам, только в демонстрационной программе более ста образцов техники, не говоря уже о стационаре.
А.Нарышкин― Демонстрационная программа – на полигоне?
В.Халитов― Это динамический показ техники непосредственно на полигоне. То есть, это будет живая стрельба вооружений и военной техники. Мы в 2013 г. впервые показывали по элементам тактический бой, а в этом году у нас планируется совершенно уникальная программа, мы хотим показать общевойсковой бой усиленной ротной тактической группы. То есть, это от начала и до конца будет общевойсковой бой. Вот этой группировки.
А.Нарышкин― Вы сказали, что 30 заявок поступило от зарубежных партнеров. Насколько интернациональной будет эта выставка, не могли бы вы назвать страны?
В.Халитов― Это Европа, Азия, другие государства.
А.Нарышкин― Британия будет?
В.Халитов― Пока нет.
А.Нарышкин― США?
В.Халитов― Нет.
А.Нарышкин― Франция?
В.Халитов― Будет.
А.Нарышкин― Германия?
В.Халитов― Да, есть заявки от различных предприятий Франции. Германии.
А.Нарышкин― То есть, несмотря на санкции?
В.Халитов― Участие, конечно, предусматривается. И более того, и делегации их будут, уже тоже заявляются.
А.Нарышкин― 30 компаний это максимум, на что мы будем рассчитывать?
В.Халитов― Почему? Площадь позволяет размещать достаточно большое количество предприятий.
А.Нарышкин: В.Халитов― Я не про площадь, а про сроки.
А.Нарышкин― думаю, срок завершения приема заявок предположительно 25 августа.
А.Куренной― Время еще есть.
В.Халитов― Время еще есть.
А.Нарышкин― Американцы, слышите?
В.Халитов― Можете заявляться. На танковый биатлон не приехали, так может быть, хоть на выставке что-нибудь покажете.
В.ХАЛИТОВ: Мы будем уничтожать условного противника, незаконные вооруженные формирования Q14А.Куренной― Танковый бой, какая техника будет выступать с противоборствующих сторон? Это будут, с одной стороны. Наши новые образцы, а с другой стороны те, которые сейчас в строю или устаревшие? Как это будет?
В.Халитов― Это смешанные машины, это не танковый бой, а общевойсковой. То есть, это будет тактическая группа, это усиленная мотострелковая рота, усиленная танками, это будут БМП, это будет усилено различными вооружениями, техникой различных видов родов войск, артиллерией, авиацией. Это будут вертолеты, самолеты, тяжелые огнеметные системы.
А.Куренной― Но стрелять-то не будут по-настоящему?
В.Халитов― Системы залпового огня — все это будет. Безусловно, в движении, все это будет вести огонь, все это будет взаимоувязано в едином управлении, взаимодействии. Вот такой общевойсковой бой. Будут обязательно разведывательные средства.
А.Куренной― Противник условный?
В.Халитов― Конечно. Это мишени. Это мишенное поле, мишенная обстановка, которая будет заранее задана. Мы будем уничтожать условного противника, незаконные вооруженные формирования.
А.Нарышкин― Вы сказали про «Армату» неуверенно — вы надеетесь, что танки будут показаны на RussiaArmesExpo в Нижнем Тагиле. Почему такая неуверенность, боитесь, что он заглохнет так же, как на репетиции парада?
В.Халитов― Уверенность есть, и она зависит не от нас, к сожалению. Дело в том, что это вооружение принадлежит Минобороны РФ. И в соответствии с постановлением о проведении выставочных мероприятий в РФ, право на демонстрацию того или иного образца на выставке имеет право Минобороны. Мы сейчас, безусловно, подготовили все разрешительные документы, которые должен подписать министр обороны и ждем, буквально со дня на день, должно быть такое разрешение.
А.Нарышкин― От чего зависит, хочет Минобороны показывать, или не хочет?
В.Халитов― Это от многих факторов зависит.
А.Нарышкин― Но уже показывали на параде Победы?
В.Халитов― Безусловно. Но там идет мировая премьера, эта выставка все-таки демонстрация и рассказ о самой машине. Ведь на параде о машине никто ничего не рассказывал, характеристик.
А.Нарышкин― А комментаторы по телевизору?
В.Халитов― Об этом должен рассказать тот, кто занимается этой машиной, прежде всего, специалист. Показать делегациям, которые прибудут на выставке. А по Красной площади, что? – она проехала, видели все издалека, вроде машина. А там это будет специально созданный павильон, в который будут приглашаться делегации, им будет разъясняться, что это за машина, ее концепт, некоторые характеристики, которые возможно предоставить в данном случае и разрешит Минобороны. Это целый процесс, это не просто так.
А.Нарышкин― Мы говорим про «Армату» и другую технику?
В.Халитов― Мы подали заявку на все перспективные образцы, и «Армата», 14-й танк, и боевая машина пехоты Т-15 и «Коалиция СВ», это перспективный артиллерийский комплекс, кстати, который тоже был на параде. Но я бы хотел немножко поправить – вы сказали, что заглох, хотел бы развеять все эти разговоры.
А.Нарышкин― Давно пора.
В.Халитов― Во-первых, машина не заглохла, машина остановилась.
А.Нарышкин― Так и надо было?
В.Халитов― Ну, так, наверное, не надо было, но человеческий фактор никто не отменял.
А.Нарышкин― Не туда нажали, не на ту педаль?
В.Халитов― Во-первых, нам Минобороны при подготовке к параду поставило жесткие условия, что механики-водители должны быть срочники. На машину, опытный образец, которая впервые готовится на парад, мы должны были за два месяца подготовить механиков-водителей, чтобы они себя абсолютно уверенно чувствовали. Мы должны были на машине, которая проходит только испытания, то есть трудностей было достаточно много. Но, тем не менее, мы с этой задачей справились. И при этом – я не считаю, что это какая-то такая из ряда вон выходящая ситуация — остановка машины.
А.Нарышкин― То есть, на параде был человеческий фактор, не технический?
В.Халитов― Это был на сто процентов человеческий фактор. Подбор личного состава осуществлялся, но у всех же разная психика. Ну, парнишка, молодой парень выехал, переволновался, немножко не на ту педаль нажал. У нас там коробка-автомат. Он нажал на тормоз вместо газа, начал выравнивать машину по линии, тем более, перед Мавзолеем, хотел как лучше.
А.Нарышкин― Парнишку не посадили. С ним все нормально?
В.Халитов― Да вы что? Я его видел, нормально служит. Это человеческий фактор, на это не стоит прямо так заострять внимание и из этого раздувать что-то из ряда вон выходящее. Это, во-первых, тренировка. Самое главное – обеспечили 9 мая, парад, когда все наблюдали за этим действом. Вот это главное обеспечили. А тренировка она для этого и делается, чтобы на ней какие-то нюансы учитывать, какие-то такие моменты. Поэтому здесь это человеческий фактор.
А.Нарышкин― В каком сейчас состоянии «Армата», доведена ли она до ума, готовы ее поставлять в наши вооруженные силы?
В.Халитов― Сейчас «Армата», в соответствии с этапами опытно-конструкторской работы, проходит испытания. Мы надеемся, что эти испытания завершатся успешно и уверены в том, что они завершатся успешно.
А.Нарышкин― В каком году?
В.Халитов― И начиная, думаю, с 2018 года, пойдет уже серия машин.
А.Нарышкин― Есть какой-то предварительный заказ, сколько нужно?
В.Халитов― Конечно. Мы опытную партию для парада как раз готовили, это уже малосерийное производство.
А.Нарышкин― На параде было 12 машин?
В.Халитов― На параде мы готовили 24 машины. Двенадцать Т-15 и двенадцать Т-14.
А.Нарышкин― А хотят около ста всего?
В.Халитов― На самом деле эта цифра закрытая, но Министерство обороны обеспечит плавный вход в серийное производство этой машины, это очень правильно и с точки зрения постановки на производство. Если раньше мы долго ждали, когда машина пройдет все виды испытаний, примут ее на вооружение и потом только начинаем готовить производство, сейчас этот процесс идет параллельно. Мы параллельно испытываем машину, доводим ее окончательно до всех требований, чтобы она соответствовала всем требованиям, заданным Минобороны, и параллельно готовим производство.
А.Нарышкин― И с 2018 года?
В.Халитов― Уже войдет в серию.
А.Нарышкин― Замечательно.
А.Куренной― Со времени нашей прошлой программы уже и посмотреть успели на «Армату», покрутили со всех сторон, фотографии специалисты обсуждают. Может быть, уже можно что-то новенькое нам рассказать, какие в ней новации применены? Кроме коробки-автомата?
В.ХАЛИТОВ: Самое главное – обеспечили 9 мая, парад, когда все наблюдали за этим действомQ14В.Халитов― Я готов вам рассказать более подробно, безусловно. Особенно остановиться на многоуровневой защите этой машины, которая условно состоит из 4 систем. Первая система – это система противодействия обнаружению машины. Мы в этой системе применили глубокую стеллз-технологию, радиопоглощающие материалы, специальную окраску и рациональную архитектуру самой машины. То есть, в самой машине тоже есть источники излучения, так вот их рациональное размещение внутри машины тоже позволяет снизить заметность этой машины в различных диапазонах — инфракрасном, радиолокационном спектре, визивном. Пожалуй, это первая система.
А.Куренной― Танк-невидимка?
В.Халитов― Да, по сути, мы сделали танк-невидимку. Вторая система — это система противодействия попаданию в машину. Для этого мы применили три активные системы. Прежде всего, это технология хард-килл, технология софт-килл, то есть, это технологии физического уничтожения подлетающей цели, это активная защита типа «Арена», безусловно, с другими характеристиками. Она, по сути, обнаруживает и уничтожает подлетающий боеприпас. Причем, номенклатура…
А.Нарышкин― Как она успевает уничтожить?
В.Халитов― Успевает. Мы добились характеристик. Навстречу вылетает боеприпас, который уничтожает подлетающий боеприпас. Есть специальные установки, предназначенные для того, чтобы при подлете боеприпаса его уничтожать.
А.Нарышкин― Любые боеприпасы, с земли и с воздуха?
В.Халитов― Любые. Начиная с выстрела ручного противотанкового гранатомета и заканчивая уже практически бронебойно-крупнокалиберным снарядом.
А.Нарышкин― То есть, это неубиваемый танк?
В.Халитов― Ну, так нельзя говорить. Во-первых, ограниченное количество таких боеприпасов, когда-то они все равно заканчиваются, их же бесконечно возить невозможно. Вторая технология это «софт-килл», технология, которая позволяет нам установить преграду при подлете боеприпаса. Например, выстреливанием аэрозольного специального облака, которое позволяет полностью скрыть силуэт машины. Там есть металл, в этом облаке, и при лазерном облучении этого облака уже невозможно замерить дальность до нашего танка, а значит, невозможно и задать траекторию полета ракеты или какого-то боеприпаса.
А.Нарышкин― То есть, есть защита танка, когда снаряд уже летит, а есть защита, когда только на тебя наводят.
В.Халитов― Да, только пытаются тебя обнаружить. Как только пытаются нас обнаружить мы на это уже реагируем.
А.Нарышкин― Вы сказали, что есть третья степень защиты.
В.Халитов― Есть еще электромагнитная защита. Эта защита предназначена для дистанционного подрыва боеприпасов, у которых есть магнитометрические датчики, взрыватели. То есть магнитные датчики устанавливаются на мины или на боеприпас. Вы знаете, что танк это тоже своеобразное магнитное поле, они на него реагируют и подрывают. Так вот мы создали систему, которая заранее подрывает такой боеприпас. Обнаружит его, даже если он зарыт в земле, все равно его система обнаруживает и заранее подрывает эту мину или боеприпас. Вот три активные системы защиты. Третья система это, безусловно, система противодействия уже поражению машины, непосредственно. Предположим, что все две системы боеприпас все-таки преодолел и попал в машину. Так вот система противодействия поражения это, безусловно, уникальная на сегодня, пожалуй, такого в мире нет, — это уникальная совершенно броня. Наша уральская броня, разработанная специально для этой машины. И второй момент – это, конечно, съемно-модульные защитные устройства, в которых находится динамическая защита нового поколения.
А.Нарышкин― Это такие коробочки вешаются?
В.Халитов― Да, это такие коробочки, в которых есть специальное взрывчатое вещество. При попадании боеприпаса это вещество срабатывает и уничтожает боеприпас, он просто разваливается.
А.Нарышкин― Но все равно же какой-то определенный урон наносит?
В.Халитов― Конечно, наносит, но меньше. И наконец, четвертая система — это система живучести самой машины. Предположим, что все-таки боеприпас преодолел все эти системы и попал в машину. У нас есть система противопожарная, оборудование, позволяющее нам эффективно тушить возникающий внутри машины пожар. У нас есть система противоатомной защиты.
А.Нарышкин― Как можно защититься от атомов?
В.Халитов― Это создание внутри машины избыточного давления, чтобы туда не попадали радиоактивные вещества. То есть, это закрываются жалюзи, закрывается клин-затвор. То есть, танк становится абсолютно герметичным, и более того, внутри него создается давление воздуха, которое не позволяет радиоактивным веществами попадать в машину.
А.Нарышкин― А дышать там будет, чем?
В.Халитов― Конечно.
А.Куренной― А насколько рассчитано время пребывания в танке в герметичном режиме?
В.Халитов― Это закрытая информация, но достаточно эффективная система на самом деле. Также мы применяем специальные защитные чехлы внутри машины из ткани типа кевлар, которая защищает от осколков. Ведь когда попадает боеприпас в машину, не пробивая броню, то мелкие осколки отлетают от внутренней стороны брони и, к сожалению, поражают экипаж. Так вот, чтобы они не разлетались внутри машины, мы применяем специальный защитный чехол из ткани кевлар. Это специальная ткань.
А.Нарышкин― Внутри?
А.Куренной― Как обивка.
В.Халитов― Да, в виде обивки, если можно так сказать.
А.Нарышкин― Вопрос от Дмитрия Мезенцева – сколько членов экипаж может находиться внутри танка?
В.Халитов― Три члена экипажа у нас сейчас. Наварное, все уже знают об этом, находятся они в некоем забронированном пространстве.
А.Нарышкин― Капсуле?
В.Халитов― Ну, можно так условно сказать — капсула, отделенная от боеприпасов, от топлива. Поэтому у нас экипаж фактически защищен полностью. Сейчас уже говорить о том, что низкая выживаемость экипажа, уже не приходится. У нас очень высокая выживаемость экипажа.
А.Нарышкин― Еще несколько вопросов про «Армату»: сколько стоит «Армата»?
В.Халитов― Это коммерческая тайна.
А.Нарышкин― Да ладно вам. Бесценная?
В.Халитов― Она не стоит больше, чем любой зарубежный танк, это точно.
А.Нарышкин― Ну, допустим. А сколько стоит зарубежные танки?
В.Халитов― От 8 до 12 миллионов долларов.
А.Нарышкин― И «Армата» стоит не дороже?
В.Халитов― Не дороже любого зарубежного танка.
А.Нарышкин― Которая идет в серию?
В.Халитов― Которая идет в серию. И хотел бы добавить, что при постановке и выходе на крупносерийное производство она будет еще дешевле.
А.Нарышкин― Логично, наверное. И еще вопрос: «Зачем танку автоматическая коробка передач? Чтобы лучше застревал в грязи?» — Андрей спрашивает.
В.Халитов― Во-первых, это не так. У нас есть определенные требования со стороны Минобороны, мы должны создавать определенную систему управления машины. Танк должен быть легок в управлении, легко обучаемый. У нас же разные приходят люди в войска. Поэтому, плюс еще есть определенные характеристики по подвижности. Во-первых, у нас создан силовой блок – это мощный дизельный двигатель и с ним трансмиссия автоматическая, а также гидрообъемная передача, которая позволяет осуществлять очень плавно повороты машины. А в целом это все влияет, в том числе, как ни парадоксально, и на точность стрельбы, на какие-то другие эргономические вещи, то есть экипаж себя более комфортно чувствует при длительных переходах, например. То есть у нас заданы определенные требования по подвижности. Чтобы эти требования выполнить мы перешли именно к коробке-автомату.
А.Нарышкин― Вас спрашивали про топливо, — это дизель?
В.Халитов― Конечно, это дизельное топливо.
А.Нарышкин― И максимальная скорость у «Арматы»?
В.Халитов― Это тоже закрытая информация. Если взять в процентном отношении, то нужно говорить о приращении скорости на 25-30% по отношению к тому, что сейчас имеет наш танк Т-90.
А.Нарышкин― Ничего не понимаю. Что сейчас имеет танк Т-90?
В.Халитов― Слушатели посчитают, если поинтересуются. А.НАРЫШКИН: Зайдут в «Википедию». Сделаем небольшой перерыв и вернемся в программу.
НОВОСТИ
А.Нарышкин― Продолжаем программу. Мы собирались говорить о выставке RussiaArmesExpo, которая пройдет в Нижнем Тагиле в сентябре, но проговорили всю первую часть программы про «Армату».
А.Куренной― И не все секреты раскрыли.
В.ХАЛИТОВ: Мы должны создавать систему управления машины. Танк должен быть легок в управлении, легко обучаемый Q14А.Нарышкин― Говорит Саша, потирая радостно в руках паяльник.
А.Куренной― Говорит радостно, потому что такую информацию про «Армату» еще не сообщали, которую мы сегодня выдаем. Поговорили про двигатели, а про вооружение, если можно, немножко подробнее – новые ли стоят системы, или что-то есть из прежнего, и какие новации?
В.Халитов― На машине установлен боевой модуль, необитаемый. Это впервые сделано в танкостроении. Причем, этот модуль дистанционно управляемый.
А.Куренной― В нашем танкостроении, или вообще?
В.Халитов― Вообще. Вообще, история здесь такова – если уже говорить об истории, и вы задали такой вопрос. Конечно же, рисовали эскизы в разные времена различные конструкторы. У нас даже есть на «Уралвагонзаводе», в нашем музее, есть один из конструкторов Уральского КБ, он нарисовал такой эскиз: на фоне Т-34 нарисовал с низкопрофильной башней танк. Очень похожий, кстати, на то, что мы сейчас создаем. Были, конечно, образцы и от наших зарубежных коллег, в частности, это М-1, блок 3, это 80-е годы, это «Абрамс», тоже была попытка создать но дальше прототипа или демонстратора они не пошли.
Опять же, мы совершенствовали 88, это тоже очень похожий на сегодняшнюю «Армату». В начале 80-х, в советские времена, создавались такие объекты, как, например, 490-А, тоже похожий объект, но отличается тем, что там низкопрофильная башня и все-таки экипаж там так не разделен, как у нас. На самом деле такова история. Можно перечислять и дальше, но сути это не меняет. Я всегда говорю: покажите в металле, реальную, боевую машину, которая способна выполнять задачу. А рисовать сейчас может и школьник разное расположение.
А.Нарышкин― Необитаемый модуль – это мы про башню говорим?
В.Халитов― Не совсем про башню. Это как раз не башня. Башня это обитаемый боевой модуль, там находится экипаж.
А.Нарышкин― Башня это штука, которая крутится?
В.Халитов― Нет, это как раз боевой модуль, он необитаемый. То есть, там нет людей.
А.Нарышкин― А раньше были?
В.Халитов― Раньше были. В башне как раз находился экипаж, — наводчик и командир. Сейчас они все находятся в забронированном пространстве, в капсуле, как вы говорили, и дистанционно управляют боевым модулем. В этом боевом модуле только непосредственно мушка, — кстати, пушка совершенно новая, разработана под эту машину, и она стреляет не только современными. Но и перспективными боеприпасами повышенного могущества. Пушка 125 мм. С не спарен пулемет 7-62, также имеется дистанционно управляемая пулеметная установка. Мы можем сделать ее в нескольких вариантах. В варианте, когда она более высокого калибра, 12,7 или калибра 7,62. Она спарена с панорамным прицелом командира. У нас высокоавтоматизированная установлена система всепогодная и всесуточная, система управления огнем. Причем, она выполнена на таких, я бы сказал, очень высокопроизводимых бортовых специальных вычислительных комплексов, которые позволяют нам в автоматическом режиме обнаруживать цель, распознавать ее, сопровождать, — ну, весь процесс по уничтожению цели на сегодняшний день автоматизирован. Мы даже уже подумываем о том, чтобы сократить экипаж. То есть, мы настолько автоматизировали все эти процессы, что мы подумываем о том, чтобы в перспективе сделать экипаж из двух человек.
А.Нарышкин― А сделать «Армату» радиоуправляемой вообще, в перспективе?
В.Халитов― В перспективе, конечно, мы рассматриваем. Вообще в «Армате» установлена информационно-управляющая система, которая позволяет, в общем-то. Мы же сейчас дистанционно управляем модулем, внутри машины экипаж дистанционно управляет модулем через каналы технического зрения, другие электронные каналы. Почему нет? Пожалуйста, радиоуправляемый – это будет первый тяжелый робот. Это все в перспективе возможно.
А.Нарышкин― То есть, этот вариант рассматривается и обсуждается.
В.Халитов― Обсуждается.
А.Куренной― Что касается пушки — остался в проекте вариант оснащения «Арматы» 152-мм пушкой?
В.Халитов― Безусловно, мы рассматриваем и такой вариант. Вообще уникальность этой машины заключается в том, что мы, не меняя никаких размеров, то есть, сильно не влезая в конструкцию, можем поставить любой модуль — 152-мм, 30-мм модуль. Мы можем поставить артиллерийский комплекс, к примеру, такой, как на «Коалиции» стоит, можем даже зенитно-ракетный комплекс поставить, не меняя серьезно всю платформу. Вы понимает, что «Армата» это платформа, по своей сути, на которой можно установить любое вооружение на сегодня.
А.Нарышкин― На «Армате» Т-14 есть какие-то средства, которые позволяли бы сбивать воздушные цели, может быть, планируется их туда поставить на всякий случай?
В.Халитов― Можно, конечно, создать монстра, чтобы в нем было все – и артиллерия, и зенитно-ракетный комплекс, танк, — все сразу функции заложить в одной машине.
А.Нарышкин― И чтобы еще торпеды пускала.
В.Халитов― Да. Но это больше будет похоже на бронепоезд, со всеми функциями. Нет, в этом смысла нет. У нас прекрасные зенитно-ракетные комплексы, которые способны защитить нас от воздушного противника в любом общевойсковом бою. Поэтому нет смысла нагружать эту машину, она будет перегружена, и в конечном итоге, будет очень дорогая. Лучше создать какое-то отдельное эффективное средство по борьбе с воздушными целями, нежели повесить все это на танк. Хотя у нас дистанционно управляемая установка способна работать с малоразмерными воздушными целями.
А.Нарышкин― Саша из Петербурга возвращает нас к параду Победы. Боевой модуль на параде на «Армате» был настоящий, или это был макет?
В.Халитов― Я вот такой группе, картонно-веревочной, сразу хочу ответить: мы приглашаем всех на выставку в Нижний Тагил, вы можете любыми частями своего тела потрогать, что это была настоящая машина.
А.Нарышкин― Так это она сейчас настоящая.
В.Халитов― И на 9 мая она была абсолютно настоящая. Это могут подтвердить десятки, даже сотни военнослужащих, которые эксплуатировали эту технику.
А.Нарышкин― То есть, «Уралвагонзавод» сейчас в эфире опровергает слухи о картонности и фанерности «Арматы»?
В.Халитов― Однозначно. Это все домыслы и вымыслы.
А.Нарышкин― Ну, полегчало.
В.Халитов― К сожалению. Не очень добрых людей.
А.Куренной― А гусеничная база осталась такой же, как у Т-90, или принципиально другая? И как с ходовыми качествами? Т-90 был традиционно удачный танк для нашей техники в этом плане. А «Армата»?
В.Халитов― У «Арматы» характеристики по подвижности еще лучше. Они выросли, и объясню, почему. Во-первых, вы видите уже 7 – это семикатковое шасси. Семь катков это, безусловно, улучшаются характеристики плавности хода, преодоление препятствий. Гусеница, безусловно, уже выполнена в немножко другом профиле. То есть, мы увеличили некоторые характеристики, связанные с сцеплением с грунтом, и так далее. Поэтому, безусловно, характеристики по подвижности выше, чем на Т-90, и это ощутили, кстати, и механики-водители, которые даже в эфир, в том числе, 9 мая, об этом говорили. Им сама машина понравилась, кто-то даже сказал, что это танк-дракон, которого надо обуздать.
А.Нарышкин― Спрашивают про конкурентов «Арматы», есть ли они, или «Уралвагонзавод» изобрел нечто совершенное?
В.Халитов― На сегодня нельзя говорить о том, что впрямую у «Арматы» есть какой-либо конкурент, безусловно, мы вырвались вперед и сейчас это совершенно новая машина, она превосходит по характеристикам все имеющиеся аналоги в мире. Поэтому как можно говорить о конкурентах? Мы сейчас впереди, сейчас у нас по факту конкурентов нет.
А.Нарышкин― Капитан Колесников спрашивает, кто разрабатывал средства связи и радиоэлектронной борьбы для танка «Армата»?
В.Халитов― На танке «Армата» на сегодня установлен абсолютно адаптированный и интегрированный с системой автоматизированной управления тактического звена. То есть, у нас стоит программно-технический комплекс, это целый комплекс. Там и система навигации, причем, инерциальная система навигации, спутниковая, — то есть, мы продублировали. У нас стоит абсолютно совершенные средства связи, которые интегрированы в общую систему автоматизированную управления тактическим звеном. То есть сейчас у нас танк не брошен, он находится внутри боя, — его все видят, его все видят. Это некая интеграция, которая позволяет нам очень эффективно организовать управление этими танковыми подразделениями и мотострелковыми и взаимодействие. Раньше такие вещи были затруднены.
А.Нарышкин― Опытные образцы «Арматы» собрали целиком из российских компонентов, или там какие-то составляющие, может быть, украинские, китайские?
В.Халитов― Нет, у нас сто процентов ничего нет украинского.
А.Нарышкин― И не было, и не планировалось?:
В.Халитов― И не было, и не предполагалось.
А.Нарышкин― Есть зарубежные детали?
В.Халитов― Небольшая доля, но не влияющая.
А.Нарышкин― Откуда?
В.Халитов― В основном это электронно-компонентная база.
А.Нарышкин― Откуда?
В.Халитов― Ну, это Европа была, это были и Штаты. Но сейчас, во-первых, у нас есть план импортозамещения, он последовательно выполняется.
А.Нарышкин― «Уралвагонзавод» ведь попал под санкции?
В.Халитов― Тем более. Но санкции на нас сильно не повлияли, потому что мы тут же выстроили другую логистику.
А.Нарышкин― Так все говорят.
В.Халитов― Но это правда. Вы понимаете, если бы это было не так, мы бы сейчас просто остановили производство. Но мы на сегодня более 1400 единиц техники делаем в интересах Минобороны РФ, уже почти 70% из этого количества мы сдали. О какой остановке производства и санкциях может идти речь? Мы почти 250 с лишним контрактов выполняем в интересах Минобороны. И все это идет, никаких срывов нет. Пожалуйста, мы приглашаем вас на любое предприятие, у нас более 30 предприятий завязаны на гособоронзаказ. Покажем, что работа идет и не останавливается.
А.Куренной― Немножко о другой технике. БМП на базе «Арматы» получилось гораздо шире, чем аналогичные наши образцы. Не создает ли это трудности для ведения боя в городских условиях, в селах, где не такие широкие улицы, и с транспортировкой этой машины – она влезает на существующие тягачи, или под нее что-то специальное надо создавать?
В.Халитов― Во-первых, я бы хотел сказать об уникальности этой машины следующее: тяжелая БМП она равно подвижная и равно защищенная танку «Армата». Это очень важный момент. Простой пример: если раньше водной боевой линии шли тяжелый танк с противоснарядной броней и рядом шло БМП с противопульной броней, — о какой эффективности применения двух абсолютно неравнозначных средств можно было говорить? Если сейчас, в тех условиях урбанизированных, о которых вы говорите, — городские условия, — пустить эти две рядом машины, то они в разы покажут выживаемость и живучесть самих машин. А самое главное, эффективность их применения. Ширина улиц здесь точно ни при чем. У нас такие узкие улочки где-нибудь на Ближнем Востоке можно, наверное, рассматривать, но мы туда вроде как не собираемся. Поэтому смысл говорить о ширине и что там не пройдет тяжелая БМП, нет, конечно. То, что касается перемещения этих машин, что танк, что БМП, они по габаритам заданы так, что они не превышают габариты ни перевозки железнодорожным транспортом, ни воздушным, ни водным, — все это в рамках пределов габаритов, которые нам определило Минобороны. Согласитесь, не стоит переделывать инфраструктуру театра военных действий, мосты, к примеру, под «Армату».
В.ХАЛИТОВ: Мы на сегодня более 1400 единиц техники делаем в интересах Минобороны РФ, уже почти 70% мы сдалиQ14А.Куренной― Логично.
В.Халитов― Представляете, если все начнут перестраивать мосты, потому что «Армата» вдруг потяжелела?
А.Куренной― Что касается машины поддержки танков «Терминатор» — когда создавали «Армату» делали какие-то специальные между ними коммуникационные возможности, приспосабливали ли «Армату» под возможность поддержки ее «Терминатором»?
В.Халитов― На самом деле вы затронули очень интересную тему. Это тема перспективной системы будущего. Мы о ней как-то говорили, затрагивали. Сейчас для того, чтобы создать эффективную боевую систему, надо ее делать по принципу синергии. То есть, это в одном целом объединяются какие-то составные части, но если их объединить, они дают синергетический эффект. Вот здесь, исходя из этой теории синергетического эффекта мы, безусловно предполагаем, что «Армата» будет, совместно с тяжелой БМП и совместно с боевой машиной огневой поддержки типа «Терминатор», который тоже мы предполагаем сделать на платформе «Армата», она будет, конечно, давать приращение боевого потенциала любого подразделения. Назовем все эти объединяемые части боевым модулем, к примеру. Этот боевой модуль будет гораздо эффективнее, чем сейчас вот эти объединения, различные роты мотострелковые, танковые роты. Танкисты и мотострелки встречаются только на поле боя, рядом друг с другом. Это по факту так. А так был бы боевой модуль, у которого была бы своя программа подготовки этого модуля, безусловно. И это была бы, конечно, более эффективная боевая система.
А.Нарышкин― К выставке RussiaArmesExpo вернемся. Опять об «Армате» — вы ее будете показывать всем и на это мероприятие будут приглашены зарубежные гости. «Армату» можно сейчас продавать за границу?
В.Халитов― Пока нет. Дело в том, что наши потенциальные зарубежные заказчики ставят несколько условий по продаже, безусловно, это любое изделие, не только танк, должно быть, прежде всего, принято на вооружение. Когда принято на вооружение в ВС РФ, тогда они берут. А так, пока образец проходит испытания, речи не может идти о каком-то экспортном потенциале. Ну, мы и не будем торопиться, здесь нет смысла торопиться. У нас прекрасные экспортные образцы Т-90, модернизированные, «Терминатор».
А.Нарышкин― И хорошо расходятся?
В.Халитов― Конечно. У нас есть контракты, долгосрочные. Самый продаваемый танк на сегодня. Мы по экспорту Т-90 опережаем всех, безусловно.
А.Нарышкин― Сколько уже танков продали за границу?
В.Халитов― наверное, если навскидку, более двух тысяч.
А.Нарышкин― Это много?
А.Куренной― Конечно.
В.Халитов― Это очень много.
А.Нарышкин― Хорошо, поздравляем вас. Вы сказали, что 250 контрактов вы выполняете для Минобороны. А зарубежных сколько контрактов?
В.Халитов― Около 40.
А.Нарышкин― А это много?
А.Куренной― Тоже, конечно.
А.Нарышкин― Солидно. На выставке собираетесь соглашения новые подписывать?
В.Халитов― Надеемся. Мы ждем делегации и надеюсь, что при разрешении Минобороны демонстрации «Арматы», у нас достаточно много будет иностранных делегаций.
А.Нарышкин― То есть, приедут смотреть на «Армату», а вы заодно еще что-то предложите?
В.Халитов― Безусловно. Этот процесс не останавливается, он постоянен. У нас постоянно, каждый месяц, встречи какие-то с потенциальным заказчиком, мы показываем свои изделия. Выставка – это концентрация всех изделий в одном месте. А мы постоянно проводим эту работу. К нам прилетают делегации, мы их везем в Нижний Тагил, на другие предприятия.
А.Куренной― Интересно, как у вас идет дело с выполнением гособоронзаказа? Понятно, что экономическая обстановка непростая, санкции, надо было перенастраивать логистику, — успеваете в срок?
В.Халитов― Недавно был день военной приемки, на которой присутствовал президент РФ, мы там отчитались в очередной раз о досрочной поставке вооружения и военной техники в войска. Если помните, мы на вашей передаче говорили о том, хорошо это, или плохо. Благодаря тому, что Минобороны заключает с нами долгосрочные контракты, мы можем очень эффективно планировать хозяйственную деятельность предприятия. И благодаря этому можем наладить кооперацию с предприятиями. Мы сейчас уже вышли на такой ритм, который нам позволяет досрочно поставлять технику. Речь идет, в частности, о танках Т-72 Б3, модернизированных танках Т-72, Б-1. И другие контракты мы тоже выполняем в срок. И уверен, что выполним гособоронзаказ в соответствии с подписанными контрактами.
А.Нарышкин― Можете спрогнозировать, 2015 год для «Уралвагонзавода» будет самым тяжелым за последнее десятилетие по финансовым показателям?
В.Халитов― Есть проблемы, связаны они больше с гражданской тематикой. Вы знаете, что у нас и по железнодорожным вагонам объем у нас немножко снизился. Есть проблемы по реализации гражданской продукции. Но в целом, благодаря тому, что существует баланс – у нас предприятия так созданы, что у нас есть и гражданская продукция на предприятии, и продукция военного назначения. И мы балансируем: если что-то где-то вырывается вперед, что-то находится на определенном уровне. Этот баланс нам позволяет сдерживать финансово-экономическую ситуацию на всех предприятиях, в корпорации в целом, поддерживать предприятия, которые отстают. Но нельзя забывать о том, что у нас колоссальная государственная поддержка. Сейчас уже есть договоренность о том, что мы получаем государственную поддержку в связи с кризисом, в связи с тем, что корпорация введена в список по санкциям. Мы получаем сейчас господдержку. И это нам позволит, думаю, получить положительные для нас экономические показатели. Но производство не останавливалось ни на день.
А.Нарышкин― Говорят, что у вас укороченный рабочий день?
В.Халитов― Да, действительно, мы были вынуждены по железнодорожной тематике, — это гражданский сектор, не военный, — вынуждены были отправить часть в отпуска. Но это небольшая часть. Вот костяк общепроизводственных рабочих мы сохраняем, это точно. Он никуда не девается. Это наши люди, они преданы своему делу, они остаются. Вы знаете, что наш уральский характер позволяет нам преодолевать все трудности. Поэтому я абсолютно уверен, что наступят лучшие времена.
А.Куренной― А как расшифровывается «Армата», почему ее так называли?
В.Халитов― Все говорят по-разному. Кто-то говорит, что это орудие древности. А мне нравится, например, «арм» — сила, «ата» — отец. «Сила отцов», или «сила предков» – тоже красиво звучит.
А.Нарышкин― Все по-разному. Танк-загадка. Ну и здорово. Напомню, у нас в гостях был Вячеслав Халитов, зам.директора «Уралвагонзавода». Спасибо, до свидания.
В.Халитов― До свидания.
Как он ловко ушёл от вопроса насчёт наличия арматы.
ОтветитьУдалить