пятница, 25 сентября 2015 г.

Танки взялись за ум

Санкции Запада вызвали повышенный спрос на российскую бронетехнику

 
Логотип УВЗ стал мировым брендом качества и надежности, причем не только военной техники.
Фото: Игорь Курашов / РГ
На базе "Арматы" создается новый ударный комплекс с более мощной пушкой, чем у танка. А танк Т-90СМ прошел успешные испытания в пустынях Ближнего Востока и уже готовится к экспортным поставкам.
Против "Уралвагонзавода" введены жесткие санкции. Но на Урал зачастили зарубежные и очень высокопоставленные военные делегации. Почему российская бронетехника остается в цене? Кто сможет освоить "Армату" - солдат-срочник или только профессионал? И сколько будут стоить новые танки?
Об этом и многом другом наш разговор с гендиректором "Уралвагонзавода" Олегом Сиенко.

Олег Викторович, как сильно ударили санкции по предприятиям, входящим в вашу корпорацию?
Олег Сиенко: Я покривлю душой, если скажу, что санкции никак на нас не отразились. В детали вдаваться не стану. Но ведь и Западная Европа понесла серьезные потери - репутационные и финансовые.

После разрушения СССР и даже в начале 2000-х мало кто всерьез рассматривал перспективу военно-промышленной кооперации России и Западной Европы. Однако чем сильнее и стабильнее становилось наше государство, тем больший интерес к нам проявляли лидеры западноевропейской индустрии. И буквально в минувшие три - пять лет все стало складываться, как нам казалось, оптимальным образом.
Со странами НАТО воевать мы не собирались. А общих интересов у нас определилось много. Например, совместная борьба с международным терроризмом или совместная деятельность на рынке вооружений. Как ни странно, именно там, где мы всегда конкурировали, возникла интересная перспектива совместного и обоюдовыгодного применения наших возможностей.
На российскую бронетехнику мы стали ставить оборудование западного производства. Появились совместные предприятия, которые позволяли быстрее адаптировать импортируемую технику к отечественным условиям.
Планировались совместные с Европой оружейные проекты?
Олег Сиенко: Что касается мирового рынка, то на Западе прекрасно знают: бронетехники еще советского производства в различных странах огромное количество. И она имеет хороший потенциал для модернизации. В той же Франции родился проект глубокой модернизации танка Т-72. Есть интересные проекты модернизации БТР-80, БМП-3, других машин. Мы готовы были им в этом помочь.
С Францией мы разработали новую колесную боевую машину пехоты для экспорта в третьи страны. Этот проект мог стать очень перспективным. Назывался он "Атом" и впервые демонстрировался на выставке RAE-2013.
И какова ситуация с этими проектами сейчас?
Олег Сиенко: Плохая. То, что было выгодно и нам, и Западной Европе, по воле Вашингтона сворачивается. Возьмем тот же проект "Атом". Повторюсь, он мог стать очень перспективным. Французы отказались от дальнейшей совместной работы. И проиграли только они.
На прошедшей в начале этого года в Абу-Даби крупнейшей оружейной выставке IDEX-2015 компания Emirates Defense Technology представила свой новый проект - тяжелую колесную боевую машину пехоты Enigma. И сейчас в Эмиратах определились с боевым модулем для нее. Он будет тот же, что проектировался нами под "Атом". В основе его автоматическая 57 мм пушка АУ-220М. Военные и гражданские специалисты из ОАЭ приезжали в Нижний Тагил, оценили, как пушка стреляет, остались довольны. Сейчас решается вопрос об установке нашего модуля на БМП Enigma и проведения комплексных испытаний на полигонах ОАЭ, которые должны начаться в следующем году.
Так что мы создаем новую кооперацию. И это пример не единичный.
На выставке в Объединенных Арабских Эмиратах IDEX-2015 в центре внимания был танк Т-90СМ. И на оружейной выставке в Нижнем Тагиле RAE-2015 он привлек внимание иностранных делегаций. У него появилась реальная экспортная перспектива?
Олег Сиенко: Появилась. Танк Т-90СМ прошел успешные испытания в одной из арабских стран. Надеюсь, до конца года будет объявлено о заключении первого контракта на продажу этой машины. В какую страну пока не скажу. Если все сложится, за первым контрактом последуют другие.
На прошедшую в Нижнем Тагиле военно-техническую выставку приезжали иностранные делегации очень высокого уровня. С чем это связано?
Олег Сиенко: Мы не были удивлены тем, что наряду с техническими специалистами выставку RAE-2015 посетили начальники генеральных штабов и министры обороны ряда стран. И связано это с тем, что интерес к нашей военной технике растет. Конечно, против нас можно вводить санкции, можно пытаться дискредитировать наши танки и бронемашины. Но реальная война, которая сейчас идет на Ближнем Востоке, сама ставит ей объективную оценку.
Непоражаемой техники нет. Вопрос в соотношении цены-качества и в простоте эксплуатации. Американский "Абрамс" имеет более мощную защиту и вооружение, чем Т-72. Но он и несоизмеримо дороже. И что? В Интернете есть видео пробития лобовой брони "Абрамса" древним советским ПТУРСом, давно снятым с вооружения Российской армии. А лоб башни этого танка равен метру монолитной брони.
В то же время старенькие Т-72 армии Сирии успешно воюют в городских условиях против боевиков ИГИЛ. И опять же в Интернете есть кадры попадания кумулятивных снарядов в башню Т-72, срабатывания динамической защиты, и никакого пробития.
Возможно, в тех армиях, которые уже реально воюют или на пороге войны, началась переоценка ценностей. Может быть, поэтому и приезжали в Нижний Тагил высокопоставленные делегации, чтобы своими глазами увидеть, что может современная боевая техника, создаваемая в России.
О возможностях полигона Старатель известно всем, кто интересуется военной техникой. Они действительно уникальны. Что, на ваш взгляд, было самым ярким из демонстрационных показов на прошедшей выставке?
Олег Сиенко: Действительно, нигде в мире вы не увидите, как экспонаты, стоящие на демонстрационной площадке, начинают прогревать моторы и один за другим уходить в поле. А поле это прямо перед трибунами. И на нем бронетехника не просто демонстрирует свои ходовые качества, а ведет настоящий бой, пусть и с условным противником.
Открою секрет, на который обратили внимание, наверное, только очень знающие специалисты. Мы впервые показали не просто боевые и ходовые возможности нашей бронетехники, а проверили в действии новое боевое тактическое звено.
Сейчас в составе Сухопутных войск есть отдельные артиллерийские, танковые, мотострелковые, инженерные, зенитно-ракетные подразделения. В новом тактическом звене под единым командованием должны находиться и танки, и самоходная артиллерия, и реактивная, и системы ПВО, и многое другое, что сейчас разбросано по отдельным подразделениям.
И на выставке RAE-2015 состоялась премьера не только "Арматы", но и нового тактического звена. Все видели, как слаженно и одновременно работали танки, самоходки, РСЗО, БМП и БТР, а также инженерная техника. С воздуха им помогали беспилотники и боевая авиация.
Да, смотрелось впечатляюще. Будем ждать, как вашу тактическую премьеру оценят в Генштабе. А какова нынешняя судьба "Арматы", и над чем сейчас работают ваши конструкторы?
Олег Сиенко: Хочу уточнить. "Армата - не только танк, но и базовое шасси для целого семейства военной техники. Танк, который сейчас проходит войсковые испытания, - Т-14, тяжелая БМП - Т-15. Кстати, испытания идут при тесном взаимодействии с нашими конструкторами и инженерами. Они оперативно реагируют на все замечания военных, и уже на производстве мы стараемся что-то изменить в лучшую сторону.
Под "Армату" мы создаем инженерные машины, артиллерийские. Есть интересный проект ударного артиллерийского комплекса, на котором будет стоять 152 мм орудие. Это не "Коалиция-СВ", а нечто совсем другое. В подробности вдаваться не стану.
Правда ли, что вы сами сидели за штурвалом управления танка Т-14 и даже стреляли из него?
Олег Сиенко: Да, это так. Действительно, у нового танка уже не рычаги управления, а штурвал, почти как у самолета. Управлять тяжелой машиной стало проще, хотя и непривычно. И стрелял я из Т-14. Тоже очень интересные ощущения. "Армата" насыщена электроникой. Не будет преувеличением сказать, что машина стала умной.
А почему я решил побывать в роли танкиста? Знаете, когда-то существовала традиция, что под новым железнодорожным мостом, когда по нему пойдет первый паровоз, становился его проектировщик. Поэтому как руководитель корпорации, где была создана "Армата" и где она будет выпускаться, я просто не мог не опробовать лично ее возможности. Думаю, настоящим танкистам новый танк понравится, так же как мотострелкам очень понравится БМП Т-15.
А не слишком ли сложную бронетехнику создали ваши конструкторы? Сможет ли вчерашний школьник, тем более из сельской глубинки, успешно осваивать боевую технику нового поколения?
Олег Сиенко: Конечно, это не машина для солдат-срочников, она для профессионалов. Центр подготовки профессиональных экипажей для той бронетехники, которая создается на базе "Арматы", будет образован в Нижнем Тагиле. В перспективе здесь планируется создать комплексный обучающий центр. В нем смогут проходить подготовку и переподготовку те специалисты, которые имеют дело с техникой, производимой УВЗ. И не только из России, а и из других стран, если с их стороны будет желание.
Почему на выставке не было демонстрации двигателя "Арматы"?
Олег Сиенко: То, что мы показывали раньше, это был прототип перспективного мотора. Сейчас он создан, и новое изделие признано секретным. Могу лишь сказать, что доводка двигателя продолжается. Его создатели обещают довести мощность до 1800 л.с. Уверен, обещание свое сдержат.
Сколько будет стоить "Армата"?
Олег Сиенко: Однозначно дороже выпускаемой ныне бронетехники, но не так заоблачно, как говорят некоторые СМИ. Понятно, что цена опытных машин и серийных будет существенно уменьшена. Хотя это все-таки новое поколение, совершенно другой уровень технологии. Но назвать точную цифру невозможно еще и потому, что до конца не определена стоимость комплектующих изделий для новых машин. Это вопрос сложный, он находится в стадии решения.
Изменится ли выставочная политика "Уралвагонзавода" в 2016 году?
Олег Сиенко: Скорее всего, от европейских салонов мы откажемся. На предстоящий будущим летом во Франции оружейный салон Eurosatory-2016 не поедем. Зато значительно увеличим свою активность на выставках в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

Досье "РГ"
"Уралвагонзавод", выпускает следующие образцы бронетехники:
  • боевая машина огневой поддержки "Терминатор", боевая машина огневой поддержки "Терминатор-2", бронированная машина разминирования БМР-3М, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1М, инженерная машина разграждения ИМР-3М, модернизированный танк Т-72, танк нового поколения "Армата" Т-14,
  • тяжелая боевая машина нового поколения Т-15, танк Т-90МС, танк Т-90С.
  • Т-14 - единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. Это принципиально новая и полностью российская разработка. В машине применены беспрецедентные по смелости конструкторские решения. Оригинальный силуэт в сочетании с использованием специального покрытия значительно снижает заметность машины в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения. Броня "Арматы" способна выдержать попадание любого существующего противотанкового средства. Танк оборудован активной и динамической защитой, оснащен дистанционно управляемым боевым модулем с мощной пушкой и автоматической системой перезарядки. По периметру башни и корпуса установлены оптико-электронные приборы наблюдения, прицеливания и обнаружения угроз.


21 комментарий:

  1. Автомат заряжания - одноразовый танк.

    Зачем в новом танке сделали необитаемую башню? Официальный ответ гласит: "необитаемая башня и броневая капсула, в которой экипаж остается целым даже при подрыве боекомплекта". А с чего это должен взрываться боекомплект? А с того, что конструкторы танка оставили в нём древний советский автомат заряжания, благодаря которому весь боекомплект танка находится в подбашенном отделении. Во всех предыдущих советских танках с автоматом заряжания (Т-72, Т-80, Т-90) командир и наводчик сидели фактически на боекомплекте, а механик-водитель перед боекомплектом. Если при попадании снаряда или ракеты повреждался боекомплект, то в зависимости от степени его повреждения, он либо загорался, либо сразу взрывался. В первом случае у экипажа танка есть шансы выжить (причём у механика-водителя они больше), во втором случае шансов нет. То есть экипаж советского танка сидит на пороховой бочке, готовой в любой момент взорваться.

    Как часто в бою повреждается боекомплект советских танков? Посмотрите на фотографии из Украины, как много с обеих сторон подбитых танков с оторванной башней. Это стандартная ситуация для советских танков. Фактически, советские танки с автоматом заряжания - это одноразовые танки. Они живут в бою до первого (максимум - второго) попадания. Потому что после взрыва боекомплекта они не ремонтопригодны. Во время второй мировой войны якобы лучший в мире советский средний танк Т-34 имел прозвище "Братская могила". С полным основанием так же можно называть все советские танки с автоматом заряжания. То есть все танки, стоящие сейчас на вооружении российской армии.

    Автомат заряжания - советско/российский эксклюзив.

    Есть ли у зарубежных танков автора заряжания? Сейчас уже нет. Раньше был у французов. Они от него отказались, вернувшись к старому, проверенному временем, ручному заряжанию. То есть клоун Рогозин с полным основанием может говорить, что все российские танки не имеют аналогов в мире. Только это будет не в плюс нашим танкам, а в минус.

    У всех иностранных танков боекомплект находится фактически вне башни танка, за броневой шторкой. Шторка открывается на короткое время, пока заряжающий берёт очередной снаряд. Всё остальное время броневая шторка закрыта, а боекомплект отделён от танка и экипажа. В случае подрыва боекомплекта энергия взрыва в основном распространяется вверх из-за специфического устройства хранилища снарядов. Поэтому максимум, что случается с иностранным танком при подрыве боекомплекта - заклинивание башни. Сам танк не теряет подвижности, и может самостоятельно уехать с поля боя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какой-то бред.
      Даже по американским исследованиям 60% попаданий в танковом бою приходится на башню, а на ту зону, в которой расположены наиболее уязвимые заряды в автомате заряжания Т-72 - всего 10%. Другое дело что танки надо грамотно использовать и не бросать в уличные бои без поддержки пехоты но это вопрос подготовки и организации, а не конструкции танков - тот же пресловутый "Абрамс" отлично поражается любой кумулятивной гранатой в борт корпуса а верхняя лобовая деталь у него вообще "картон" - толщина всего 50 миллиметров если не считать расположенных по бокам от механика-водителя 30мм бронированных топливных баков.

      Удалить
    2. Ты ведь подписчик канала Мишико Саакашвили, да, Юрец ? :)

      Удалить
  2. Недостатки автомата заряжания неустранимы.

    И вот мы создали якобы абсолютно новый и самый крутой в мире российский танк "Армата" с дремучей проблемой, которой уже несколько десятков лет. Как конструкторы решили проблему взрывучести боекомплекта? Они отсадили весь экипаж в специальную броневую капсулу. Это половинчатое решение. Да, экипаж получил больше шансов выжить. Но танк всё равно взорвётся при попадании в него снаряда или ракеты, и превратится в груду металлолома, в котором (или рядом с которым) будет валяться бронекапсула с экипажем.

    Отличная идея! Вокруг идёт бой, свистят пули и снаряды, а экипаж (если выжил и не получил травм в результате взрыва боекомплекта), либо выбирается из неё во время боя, и пешком добирается до своих, либо сидит до конца боя в бронекапсуле, и потом пешком добирается до своих.

    Посмотрите на YouTube кучу роликов взрыва боекомплекта советских танков. Посмотрите там же на работу американской противотанковой ракеты Javelin против советских танков. Она взрывается над башней танка, аккурат над боекомплектом, вызывая взрыв боекомплекта. Динамическая защита танка в этом случае абсолютно бесполезна. Дорогущая "Армата" будет такой же одноразовой, как и все предыдущие советские танки. Только в разы дороже. Кому нужно такое говно? Кто её будет в таком случае покупать?

    Все остальные недостатки "Арматы" по сравнению с автоматом заряжания кажутся смешными и не серьёзными. Кто вообще придумал и утвердил этот маразм? Кто понесёт за это ответственность, и какую? Случай с "Арматой" - очередное доказательство деградации российских элит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот это забыл дописать "Источник: Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru"

      Дебил, б***ь.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Ну почему сразу дебил. Обычный клоун. Причём залезший с настолько тупым вбросом, что это даже сложно комментировать. Если только посмеяться.

      Удалить
    4. Что за бабский подход Вместо обсуждения произведения обсуждаете автора.

      Удалить
    5. 1 Что там с леклерком ?Что то не слушал что бы его переделывали для ручного заражения
      2 Да броневые шторки то лучше чем броне перегородка однозначно.Максимум заклинит башню?Ну абрамсы мало в боях участвовали но уже сейчас есть видео где они немного не в той форме что бы дальше ехать (броне шторка видно не помогла)
      3 Мы не знаем как устроена область боевого модуля в корпусе, следовательно говорить о эффективности джавелина не приходиться так как он использует перепад давления для пролома крыши.Следовательно нет гарантий что он сможет проломить крышку боевого модуля и казенник.
      4Вы же сами сказали что есть 2 стояния :горения боекомплекта и взрыв боекомплекта.
      Так почему для абрашь вы используете только горение боекомплекта?а в у нас сразу подрыв его идет.Не думаю что абраша выживет после подрыва бк где бы он не находился.

      Удалить
    6. Господа молчим, просто молчим и наблюдаем, да раздражает, да выводит из себя, но пусть они хоть усрутся своими грязными высказываниями, мы должны сохранять спокойствие ! Уже годами проверенно 100% с такими выродками спорить бесполезно ! И слов они не понимают

      Удалить
    7. Меня всегда умиляли чудаки, которые пытаются натянуть ежика на глобус! Ответь мне на один вопрос: откуда тебе, чувырло знать, как устроен автомат заряжания в Т-14? А самое главное откуда ты знаешь насколько он защищен? ...правильно - ни хрена ты не знаешь! И ВСЁ что ты здесь на калякал БРЕД СУМАСШЕДШЕГО! И после этого ты хочешь, чтобы тебя воспринимали всерьез?! ТЫ ДУРАК, АЛИ КАК?!!

      Удалить
    8. О том что автоматы заряжания совершенно разные говорит хотя бы то что поддоны выбрасываются сбоку. ТОЧКА. Больше обсуждать тут нечего.

      Удалить
    9. ты чувак не учел, что Армата полегше тонн на 15 чем твои Леклерко-Абромсы, а защищают при этом экипаж раза в два-три лучше. И это здорово. Легче и защищеннее , прикинь. О чем гутарить дальше?

      И рассматривать танки с точки зреница "многоразовости" -- это для каких-то опИИИраций типа с бабуинами воевать в Ираке. В реальной войне немного другие приоритеты, а танки ЛЮБЫЕ -- одноразовы.

      Удалить
  3. Тупая херня. Отлично горят и западные танки, и восстановлению после этого уже не подлежат. В одном из старых выпусков ,кажется, "Национальной обороны", или "арсенала", была отличная статья о действиях американских танков в Ираке. Горят, миленькие ,как свечки. Один причем сгорел по шедевральной причине - пробита ВСУ на башне снарядом дружественного Бредли, оттуда горящее топливо попало в двигатель и танк сгорел. Почему не сработало ППО - хз, но факт есть факт.

    ОтветитьУдалить
  4. Господа давайте жить дружно и прекратим спорить что лучше АЗ или негр заряжания. Да здравствует заряжание с грунта !

    ОтветитьУдалить
  5. "Санкции Запада вызвали повышенный спрос на российскую бронетехнику"
    Не мудрено, нафиг нужен абрамс за 8.5 мультов когда его жгут в лоб древним фаготом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точнее в борт )) Но все равно суть одна, горит не хуже тэшек

      Удалить
    2. Именно в лоб на bmpd была тема с видео там фаготом в лоб абрамс хуситы урабатывали.

      Удалить
    3. Ёмае я видел это видео, никаких лбов там и близко нет, на первом кадре идет точное попадание в борт в районе экипажа, да так что еще струе хватило сил дойти до бк, результат очевиден, на втором кадре идет попадание в борт по касательной, но струя до бк не дошла, видно как из танка убегает заряжающий, командир и наводчик при таком попадании явно либо мертвы либо сильно ранены.

      Удалить