вторник, 20 декабря 2016 г.

КОНЦЕПЦИЯ АВТОМАТА ЗАРЯЖАНИЯ ТАНКА ПРОРЫВА



Г.А. Павлинин, В.И. Яугонен, И.М. Герасимов
(СПб Политехнический университет Петра Великого)

Труды XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности», Т. 3, «Бронетанковая техника и вооружение».— СПб.: НПО Специальных материалов, 2015. С.69-73.


В настоящее время для замены основных танков советского производства типа Т-72, Т-90,
Т-80 подготавливается к серийному производству перспективный танк Т-14 «Армата». Однако 125-мм орудие этого танка обладает недостаточной мощью для надежного поражения целей с высоким уровнем защиты, не используются ценные наработки по использованию газотурбинного двигателя.
С 2009 года неоднократно ставился вопрос ([1], [2]) о возобновлении работ над объектом 292, который представляет собой шасси танка Т-80У с оригинальной башней и 152-мм орудием. Наличие непосредственно на поле боя столь мощного орудия позволит резко повысить эффективность обстрела как целей с высоким уровнем защиты, так и пехоты. Проработка конструкции автомата заряжания для машины подобного типа и является целью данного исследования.

При выборе основного вооружения для перспективной машины необходимо учитывать
тот факт, что в настоящее время основными средствами противотанковой обороны (ПТО)
стали противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) и ручные противотанковые гранатометы (РПГ). И если расчет РПГ еще может быть подавлен огнем сопровождающей танк пехоты, то ПТРК, обладающий дальностью стрельбы не менее 800–1000 метров, для мотострелков заведомо недосягаем. Таким образом, задача подавления расчетов ПТРК целиком ложится на БМП и, конечно же, танки.
  Расчет ПТРК на позиции представляет для танка чрезвычайно сложную цель. Для поражения таких целей наиболее подходит нарезное орудие крупного калибра. Выбор калибра орудия является спорным вопросом. Существует мнение, что более рациональным является использование меньшего, чем на объекте 292 калибра, а именно 140, или даже 130 мм. Это позволит значительно повысить боекомплект и скорострельность, не снизив бронепробиваемости бронебойного подкалиберного снаряда. Стоит также учесть влияние отдачи на шасси танка. С другой стороны, 152,4 мм орудие открывает перспективы унификации с САО дивизионного звена по боекомплекту. Кроме того, снаряд шестидюймового калибра вполне закономерно обладает большим могуществом действия по цели. В любом случае вопрос выбора калибра требует тщательной проработки. В данном исследовании в качестве первого приближения принят калибр нарезного орудия 152,4 мм.
Очевидно, что при установке такого орудия нельзя допустить разрастания габаритов
боевого отделения и превышения заданного значения боевой массы. Немаловажным также
является вопрос обеспечения нормального питания газотурбинного двигателя воздухом. Кроме того, конструкцию автоматов заряжания, используемых в современных российских танках, нельзя признать удовлетворительной, так как она не обеспечивает выживание экипажа при возгорании зарядов. В перспективной конструкции необходимо изолировать экипаж от боекомплекта, тем самым повысив его безопасность.
Выполнение вышеперечисленных требований к компоновке АЗ возможно несколькими вариантами. Существует возможность расположения всего боекомплекта в карусели АЗ
по типу примененного на Т-64/Т-80. Такой вариант нельзя считать удовлетворительным по
причине того, что не обеспечивается безопасность экипажа при возгорании пороховых зарядов или детонации ВВ. Кроме того, боевое отделение получается чрезмерно стесненным. Также загружать боекомплект через люки башни физически трудно.

Существует также вариант вынесения зарядов в забашенную нишу с сохранением расположения снарядов в карусели (рис. 1). При этом легковоспламеняемые заряды изолированы от экипажа, но сохраняются сложности с загрузкой боекомплекта.
Наиболее прост в реализации вариант с вынесением всего боекомплекта в забашенную нишу. Такая компоновка обеспечивает безопасность экипажа при подрыве боекомплекта. При этом боевое отделение не стеснено механизмами АЗ. Также обеспечивается наиболее простая кинематика его механизмов. Загрузку боекомплекта можно проводить через лючок в кормовой части башни, что несколько удобнее. Кроме того, в данной схеме может быть
обеспечена механизированная загрузка. Вместе с тем, сохранить размер боекомплекта на
уровне штатного не представляется возможным.
В данной работе принята компоновка с вынесением всего боекомплекта из боевого
отделения в забашенную нишу. Длина забашенной ниши должна обеспечить нормальное питание двигателя воздухом. Поэтому принята схема с раздельным гильзовым заряжанием и расположением зарядов в правой половине АЗ, а снарядов — в левой.
Конструктивно автомат заряжания выполнен следующим образом (рис. 2). В сварную
раму 1 ввариваются резьбовые втулки, в которые ввинчиваются эксцентриковые оси. На оси устанавливаются ролики 2. Ролики расположены в два ряда в шахматном порядке. Лоток 3 на своих боковых поверхностях имеет направляющие, которые опираются на ролики. После установки лотка положение роликов регулируется за счет поворота эксцентриковых осей и установки регулировочных прокладок. Таким образом, окончательно установленный лоток может совершать перемещение перпендикулярно линии досылания, и в тоже время надежно защищен от вибраций. Осевое смещение лотка исключается наличием конической кромки на ролике. Снарядный и зарядный лотки полностью идентичны. Каждый вмещает по пять снарядов (зарядов). Три сварные рамы собираются вместе на болтах (рис. 3). Таким образом, суммарный боекомплект составляет 15 выстрелов. 

Перемещение лотка осуществляется со скоростью порядка 0,4 м/с, поэтому выбор в качестве привода гидроцилиндров является наиболее рациональным. Давление в гидросистеме создается гидронасосом марки НПл 25/6,3. Гидронасос приводится в действие электромотором. Мощность от электродвигателя к гидронасосу передается через одноступенчатый шестеренчатый редуктор.

Заряжание орудия производится следующим образом (рис. 4):
– Вывод снарядного лотка на линию досылания (рис. 4, б);
– Досылание снаряда (рис. 4, в);
– Увод снарядного лотка с линии досылания (рис. 4, г);
– Вывод лотка с зарядами на линию досылания;
– Досылание заряда;
– Увод лотка с зарядами с линии досылания.
Стоит заметить, что вывод снарядного лотка на линию досылания, как и увод зарядного лотка, могут быть произведены соответственно до и после выстрела. Кроме того вывод
зарядного лотка и увод снарядного могут быть совмещены по времени.Это позволяет повысить скорострельность. Циклограмма работы АЗ представлена на рис. 5.

К явным преимуществам этого варианта автомата заряжания следует отнести:
– компактность (1075х1820х624);
– установка всех агрегатов АЗ на общую раму позволяет значительно упростить замену
поврежденного или вышедшего из строя АЗ;
– вынесение боекомплекта за пределы боевого отделения;
– удобство загрузки боекомплекта обеспечивается принятием раздельно-гильзового
заряжания.
При всех вышеперечисленных преимуществах представленная конструкция нуждается в дальнейшей проработке следующих вопросов:
– увеличение боекомплекта;
– применение электрического привода подачи боекомплекта.
Все это говорит о необходимости дальнейшей тщательной проработки конструкции АЗ.
Технические характеристики автомата заряжания:
Калибр орудия, мм 152,4
Боекомплект, выстрелов 15
Габариты, мм 1075х1820х624
Тип привода электрогидравлический
Давление в гидросистеме, МПа 6,3.

Литература
1. Герасимов И.М., Лозин А.В. Предложения в Концепцию развития бронетанкового
вооружения и техники Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2025 года /
Труды XV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности», Т. 3, «Бронетанковая техника и вооружение».— СПб.: НПО Специальных материалов, 2012.— С. 205–215.
2. Герасимов И.М. О концепции танка предельных параметров / Труды XVI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности», Т. 3, «Бронетанковая техника и вооружение».— СПб.: НПО Специальных материалов,
2013. — С. 93–96.

8 комментариев:

  1. На демонстрации немецкой 130 мм пушки прозвучала интересная фраза. Дословно не помню, но примерно: "Новые 1,3 метровые снаряды обладают могуществом (равны по могуществу)экспериментальных 140мм 80-х, 90-х годов (прошлого века)" На то время 140мм танковые пушки посчитали излишне мощными. Но новые снаряды меньшего калибра обладают не худшими характеристиками.
    Что такое 152 мм в танке? БК из 15 снарядов))) Зашибись!!! 3 минуты боя в потоке. Проблемы со стабилизацией орудия в плоскостях. Проблемы с перезарядкой. Проблемы с усилением корпуса и ходовой танка. А чего останавливаться? Давай калибр 180мм и 8 снарядов в БК.

    ОтветитьУдалить
  2. аз и боекомплект в нише башни нерационально

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это бля ЖИЗНЕННО!!! Достанешь своего первого жмура из выгоревшей башни, посмотрю как ты тогда будешь звиздеть о нерациональности.

      Удалить
    2. Ниша говно и со временем её актуальность будет падать, т.к. ломы в длину растут, а танк это величина конечная. И ни какие жмуры этого не изменят. А наши ломы в 125 полная хрень и сомневаюсь, что в Армате, что-то поменялось. Поэтому только 152 и точка. Перед войной то же то хотели 85, то не хотели, потом воткнули 122 с бк с гулькин нос и правильно сделали бб для 85ки были дерьмо и для 100ки нормальные бб пошли не сразу.

      Удалить
    3. Скажи проще. Под 125 мм нет нормального БПС. Даже увеличение давления в каморе и начальной скорости ничего не дает. Вина на раздельном заряжании и отсталости технологии производства БПС.

      Удалить
    4. "наши ломы в 125 полная хрень" Куда уж проще. Я так сказать развернул вопрос, перед войной то же все носились то им бК мал, то ствол длинный, когда война началась все встало на свои места, а "экспертов" у нас хватало всегда, вот только кровью мы потом умывались за них. И сейчас надо смелее шагать, а не смотреть на запад.

      Удалить
  3. Детонация это взрыв грубо говоря. Прапорщик тут прав

    ОтветитьУдалить
  4. "Очевидно, что при установке такого орудия нельзя допустить разрастания габаритов
    боевого отделения и превышения заданного значения боевой массы. "

    1.Почему "нельзя допустить разрастания габаритов" или это такая априорная аксиома у нас?
    2. Кто где сказал что это очевилно, покажите пальцем, и откуда все это и у кого следует, чтобы потом знать кто КОНКРЕТНО будет ответственен...

    Веса всех современных(последние модификации) танков НАТО, а также танков Израиля это 80 т. Это только условно ОБТ, а если реально - тяжелый танк. Тут нужно понимать простую вещь - нельзя выиграть бой у тяжеловеса средневесу, это ненормально.


    Так же СОВЕРШЕННО нормально разделить танки по весу: тяжелый, средний, легкий.

    Роль легкого твнка сейчас повсемесно выполянет БМП - это ненормально, т.к. БМП это фатально опасное совмещение функций "автобуса" для личного состава с функциями непосредственно боевой машины - танка. В результате у БМП нормально не получается ни первого ни второго, когда ее используют как непосредственно боевую машину - она по крайней мере крайне уязвима, а вооружение зачастую недостаточное либо же могущее быть значительно усилено в случае полного исключения из нее десанта, в случае же использования ее как транспорта - ее вместимость, а также уровни комфорта как для экипажа так и для десанта - опять же, неудовлетворительные.

    И БМП и ОБТ это продукты концепции войны с применением ЯО И ОМП т.е. войны на уничтожение, когда жертвы должны были по теории исчисляться как минимум сотнями тысячь и отдельные экипажи отдельных боевых машин никого бы уже не интересовали - люди и техника в подобных условиях были бы просто расходным материалом - не более того.

    И поэтому подобная техник и сама ее концепция В КОРНЕ не годятся для любых локальных конликтов, где жертвы среди военных как правило менее тысяч, а для страны - лидера, не должны певышать сотен человек в условную единицу времени.

    Потому подобная концепция с ОБТ и БМП просто не подходит для локальных и гибридных войн. Для последних нужна высокопрофессиональная глубоко специалзированная, хорошо защищеннная техника, под конкретные задачи:

    а. Легкий танк для быстрой переброски по воздуху,

    б. средний танк для быстрой переброски по Ж/Д и авиатранспортом (до 40-45 т примерно).

    в. тяжелый - для перевозки по крайней мере по частям либо же спецтранспортом (спец тягачи, спец. Ж/Д платформы) (вес может значительно варьироваться - от 60 и значительно более, в зависимости от поставленных задач и условий конкретных ТВД..).

    Спектр специальных модульных боевых машин - со сменным модульным вооружением, замен всех этих разношерстных БМП/БМПТ и иже с ними. Нужно сделать одну универсальную платформу, типа курганца, выкинуть из нее десант. Поставить нормальную защиту.

    Поставить серию модульных вооружений:
    1. автоматическое мелкокалиберное орудие (аналог БМП),
    2. крупнокалиберное орудие (аналог легкого танка),
    3. легка гаубица (работа фугасным оружием преимущественно по пехоте),
    4. легкая САУ аналог "Ноны", для работы с закрытых позиций,
    5. крупнокалиберная ЗСУ (57-75 мм),
    5. мелкокалиберная ЗСУ (20-30), для работы по БПЛА скажем,
    6. машина КАЗ, если потребуется, для работы по ПТУР. Орудий в такой машине модет быть много (они легкие - для дистанций 500-600 м МАКСИМУМ), вполь до 4, по 4 сторонам света...

    Не хрен городить все эти "огороды" из кучи не пойми каких БМПТ, БМП и т.д. и т.п....

    БМП нужны в очень редком спектре боевых задач, когда действительно нужна максимально универсальная машна транспортер/боевая машина, которой должно быть запрещено действовать в бою с десантом.

    В остальных случаях две эти различные задачи должны быть закреплены за двумя отдельными машинами - транспортера БТР, боевые действия только в случае обороны, и боевая машина - непосредсвтенно боевые действия, без десанта.

    ОтветитьУдалить